В романе «герой нашего времени» Лермонтов поставил
своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность современника,
показать портрет «героя времени», «составленный из всего нашего
поколения, в полном их развитии, как сказал автор в предисловии к
роману. Все сюжетные линии сведены к центральному образу: Печорин и
Грушницкий, Печорин и Вернер, Печорин и Вулич, Печорин и Максим
Максимыч, Печорин и горцы, Печорин и контрабандисты, Печорин и «водяное
общество». При этом особую линию представляют любовные сюжеты,
присутствующие почти в каждой из частей романа. Ведь одна из главных
особенностей современника, по мнению Лермонтова, это «преждевременная
старость души», при которой «…царствует в душе какой-то холод тайный, /
Когда огонь кипит в крови». Таков и Печорин: он не способен любить
беззаветно и преданно, эгоизм губит самые лучшие и добрые его чувства.
Именно это проявляется в его взаимоотношениях со всеми героинями романа –
Бэлой, Верой и, конечно же, княжной Мери.
История о том, как
Печорин добивается расположения и любви этой девушки, составляет
сюжетную основу части «Княжна Мери». Именно здесь с глубоким
психологизмом Лермонтов показывает тайные мотивы поступков Печорина,
который стремится всегда и во всем властвовать, сохраняя собственную
свободу. Людей он делает игрушками в своих руках, заставляя играть по
своим правилам. А в результате – разбитые сердца, страдания и гибель
тех, кто встретился на его пути. Он и правда подобен «палачу в пятом
акте трагедии». Именно такова его роль в судьбе Мери. Девушка,
принадлежащая, как и Печорин, высшему свету, княжна Мери впитала в себя с
детства многое из морали и нравов ее окружения. Она красива, горда,
неприступна, но в то же время любит поклонение и внимание к себе. Порой,
она кажется избалованной и капризной, а потому разработанный Печорин
план ее «соблазнения» поначалу не вызывает у читателя сильного
осуждения.
Но мы замечаем и другие качества Мери,
прячущиеся за внешностью светской красавицы. Она внимательна к
Грушницкому, которого считает бедным, страдающим молодым человеком. Она
не выносит показного бахвальства и пошлости офицеров, составляющих
«водяное общество». Княжна Мери проявляет сильный характер, когда
Печорин начинает осуществлять свой «план» завоевания ее сердца. Но вот
беда – Печорин признается, что не любит «женщин с характером». Он делает
все, чтобы сломать их, покорить себе. И, к сожалению, Мери пала его
жертвой, как и другие. Виновна ли она в этом? Для того чтобы понять это,
надо посмотреть, на чем «играет» Печорин, завоевывая ее расположение.
Ключевая сцена – это беседа Печорина с Мери на прогулке у провала.
«Приняв глубоко тронутый вид», герой «исповедуется» перед неопытной
девушкой. Он рассказывает ей о том, как все с детства видели в нем
пороки, и в результате он стал «нравственным калекой». Конечно, частица
правды есть в этих словах. Но главная задача Печорина – вызвать
сочувствие девушки. И действительно, ее добрая душа тронута этим
рассказам, а в результате – она полюбила Печорина за его «страдания». И
чувство это оказалось глубоко и серьезно, без грани кокетства и
самолюбования. А Печорин – он достиг своей цели: «…Ведь есть необъятное
наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!» - цинично
замечает герой. Последняя сцена объяснения Печорина и Мери вызывает
острое сочувствие к несчастной девушке. Даже самому Печорину «стало жаль
ее». Но приговор беспощаден, карты раскрыты: герой объявляет, что лишь
смеялся над ней. И княжне остается только страдать и ненавидеть его, а
читателю – размышлять о том, каким жестоким может быть человек,
поглощенный эгоизмом и жаждой достичь своих целей, невзирая ни на что.