Роман «Мастер и Маргарита» произвел на меня неизгладимое впечатление. В нем органично переплетены далекое прошлое и настоящее, реальное и потустороннее. Сквозь эти сюжетные линии проходит тема истины. Она как бы объединяет всех персонажей, цементирует повествование. Образцом кристальной честности в романе является Иешуа Га-Ноцри. Стоит вспомнить сцену допроса Иешуа Понтием Пилатом. Искушенный жизнью прокуратор, возможно, впервые за все время своего существования увидел абсолютно честного человека. Его поражает соседство в Иешуа мудрости с наивностью. В голове прокуратора не укладывается, почему этот слабый, тщедушный человек не хочет солгать, чтобы спасти свою жизнь, ведь это так легко. Прокуратору было бы проще принять Га-Ноцри за слабоумного, чем поверить в его абсолютную честность, ведь одно только существование этого человека уличает всех и вся во лжи, в лицемерии. Как хотелось бы Пилату сохранить жизнь Иешуа, но он боится власти кесаря, изгнания. Он, великий прокуратор, отмеченный печатью власти, вынужден лицемерить и лгать, а этот бродяга, стоящий на краю могилы, с такой легкостью остается правдивым.
Перед смертью, Иешуа говорит, что никого не винит в своей гибели, но добавляет, что «в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».
Как это ни странно, но вторым образцом правдивости предстает в романе сатана. Его честность несколько иного сорта: это право сильного. Он постоянно уличает во лжи простых смертных и наказывает их за эту ложь.
Автор призывает читателей присмотреться к миру вокруг, к себе самим, осознать насколько глубоко в нашу жизнь проникла ложь. Воланд на сеансе разоблачения черной магии говорит свою знаменитую фразу о том, что люди не изменились. Это важная веха в раскрытии темы истины в романе. Люди в большинстве своем остались лживыми, завистливыми, мелочными. «Великой истиной» романа «Мастер и Маргарита» можно назвать мысль Булгакова о том, что необходимо великое мужество, чтобы противостоять общепринятой норме лжи, царящей в обществе.