Принципиально новым явлением в области инструментальной музыки XVIII века было формирование «сонатно-симфонического цикла» в его жанровых разновидностях (соната, трио, квартет, концерт, симфония). Сонатно-симфонический цикл состоял обычно из трех или четырех отдельных частей (сонатное allegro, медленная часть, менуэт, быстрый финал).
Первая часть — сонатное allegro — наиболее важная. Чаще всего она концентрирует конфликтную сущность произведения. Этому способствует тематический контраст главной и побочной партий в экспозиции и их интенсивное развитие в разработке, где в развертывании музыкальной ткани достигается большая динамика.
Вторая часть (медленная)— лирические эмоции, раздумия, размышления.
Третья часть вносит жанрово-танцевальный элемент. Быстрый финал, часто народно-жанрового характера, содержит итог, вывод из всей концепции цикла.
Все части "С.С.Ц", образуют высокое художественное единство отражая разные стороны жизненной реальности — драматическую, лирическую, жанрово-бытовую.