Маленький человек»… О нем дискутируют и спорят, его обсуждают и помнят, о нем рассказывают и пишут столько лет. Русская литература не может не говорить о тех, кто ничтожен, кто недостоин внимания, кто стал жертвой несправедливости мира и его кровожадных законов.
Кто же такой «маленький человек», к теме которого так неравнодушны известнейшие мастера русской словесности? Он мал, естественно, не в плане роста или остальных физических качеств, он мал социально – его не видят, его не замечают, им пренебрегают. Остро и драматично создаетэтот образ Пушкин в своем «Станционном смотрителе». Тонко прорисовывая трагедию человеческой судьбы, автор подчеркивает кротость и смирение, соглашаясь с судьбой этих людей, искренне желающих, если не сказать жаждущих простых человеческих радостей. Но в то же время автор как бы награждает зрителя бесценным понимаем того, что «маленький человек» — это неизбежность страдания и греха в ожидании высшего блага.
Неравнодушен к этой сложной социальной тематике в своей прозе и Н.В. Гоголь. В повести «Шинель» он, также как и его коллеги-предшественники, сталкивает читателя с суровой и беспощадной социальной несправедливостью. Его «маленький человек запуган, бесправен и жалок, но это не избавляет автора от чувства жалости — он непрестанно защищает своего героя, уважая персонажа, в первую очередь, как личность, бросающую вызов осовремененному обществу.
Социальная тема «униженных и оскорбленных» трогала и Достоевского. Созданное Федором Михайловичем общество – это совокупность мук человеческой судьбы, столько страдания и горя, сколько вряд ли можно вынести. Его «маленькие люди» обладают огромным духовным богатством, душевной щедростью и красотой, но они доведены до такого предела, откуда нет возврата.