Цель оправдывает средства. Цель оправдывает средств-эта фраза давно уже стала
крылатой.Считается, что известный итальянец Никколо Макиавелли
(1469—1527) автор афоризма “Цель оправдывает средства”.Это ошибочное суждение. На самом деле
у разных авторов есть подобные
высказывания.Широко известной эта максима стала и приобрела
отрицательный оттенок прежде всего потому, вероятно, что её использовал в
качестве своего девиза орден иезуитов. Этими словами иезуиты Эекобар и
Герман Бузенбаум (1600-1668) объясняли мораль своего ордена.Они в свою
очередь позаимствовали эту мысль у англичанина философа Томаса Гоббса
(1588—1679).Многие мыслители оспаривали это утверждение. Так французский
ученый Блез Паскаль (1623-1662) ,разоблачая изворотливость иезуитов в
доказательствах их ложных идей, писал, что они исправляют порочность
средств чистотою цели.
И тем не менее это крылатое выражение можно трактовать по
разному.Народная мудрость учит нас целесообразности. Так, если ты
потерял в темноте копейку (или несколько мелких монет), то не надо на её
поиски сжигать свечу, которая стоит гораздо дороже.Но не все так
однозначно. У японцев есть такая притча.
“-Как-то раз Один чиновник переправлялся в темноте через реку. Его
слуга случайно выронил десять сен (мелкая монета, равная 1/100 цены).
Монеты упали в воду. По приказу чиновника, сразу наняли людей, зажгли
факелы и начали искать деньги. Сторонний наблюдатель, оказавшийся
свидетелем всему этому, сказал:
– Сожалея об утопленных сенах, чиновник купил факелы, нанял людей.
На эти поиски будет потрачено гораздо больше десяти сен.Какой в этом
смысл?
Выслушав это замечание, чиновник ответил:
– Да, некоторые думают так. Многие жадничают во имя экономии. Но
потраченные деньги не пропадают: они продолжают ходить по свету. Другое
дело – десять сен, которые утонули в реке: если мы их сейчас не
подберём, они будут навсегда потеряны для мира.”
Цель .
Она у всех разная, как и смысл жизни каждый находит (или лишь ищет)
свой. Похожий образ, но с драхмой (греческая мелкая серебряная монета,
четверть серебренника) использован в Евангелии от Луки в одной из притч
Иисуса Христа.
“…какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну
драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно,
пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь
со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у
Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся”.
Иисус Христос поведал эту притчу о потерянной драхме сразу после
притчи о заблудшей овце.Конечно, речь не о деньах и животных. Образным
языком Христос отвечает своим обвинителям фарисеям, которые не общались с
теми, кто, по их мнению, был грешником.Христос доносит своим слушателям
истину о любви и милосердии Бога ко всем людям – и грешникам
тоже.Притчи о том как Бог сам ищет грешника, чтобы спасти его, и какая
радость бывает на небесах о кающихся.
Так оправдывают ли средства цель? Можно вспомнить и
одного из самых значительных и известных в мире русских писателей и
мыслителей Ф.М.Достоевского (1821-1881), писавшего в романе “Братья
Карамазовы” о слезинке ребёнка, о страданиях маленького существа, о
царящей в мире несправедливости и “ахинее”:
“…Без нее, говорят, и пробыть бы не мог, человек на
земле, ибо не познал бы добра и зла. Для чего познавать это чертово
добро и зло, когда это столько стоит? Да весь мир познания не стоит
тогда этих слезок ребеночка к «боженьке»…”
Есть о чём подумать. Каждый решает сам. Только помнить надо, что
ничто не ново на земле. Думайте сами,если,конечно, нет желания, чтобы
решили за вас.