Рассказ «Тапер» у А. И. Куприна и у А. П. Чехова
Тот факт, что и
в творчестве А. П. Чехова, и в творчестве А. И. Куприна есть рассказ
под одним и тем же названием, наводит нас на мысль о перспективности их
сравнительного анализа. Мы сможем лучше понять особенности творчества
обоих писателей, наблюдая различия в рассмотрении близкой темы,
характеров персонажей и их бытования.
Рассказ “Тапер” Чехова был
впервые напечатан в журнале “Будильник” (1885, № 45). Без изменения
“Тапер” вошел в сборник “Первые рассказы” (Спб. , 1886), но в Собрание
сочинений Чехов его не включил.
Главный герой рассказа —
спивающийся тапер, бывший студент консерватории Петр Рублев. Когда-то он
подавал надежды, но жизнь его не сложилась: “Ехал в Москву за две
тысячи верст, метил в композиторы и пианисты, а попал в таперы... ” У
него “необыкновенно острые, словно воспаленные глаза”, “бледное.. .
испитое и поношенное лицо”. Он понимает всю унизительность своего
положения: “Тапер, прислуга.. . официант, умеющий играть! ”, привык к
грубости заказчиков: “У купцов тыкают и на чай дают, и.. . нисколько не
обидно!. . Прежде, действительно, больно было, а теперь — плевать! ”
Петра пригласили играть на свадьбе дочери отставного полковника
Присвистова с купеческим сыном Ескимосовым. Неожиданно для самого Петра у
него завязывается разговор о музыке с одной барышней, которая, как
оказывается впоследствии, не подозревала, с кем она разговаривает. Когда
барышне объясняют, что ее собеседник тапер (“...подплывает толстая
пава.. . и что-то шепчет ей на ухо... ”), она “вспыхивает, хватается за
щеки и, как ужаленная, отскакивает от рояля... ”. Некоторое время Рублев
пытается держать себя в руках, “закатывает вальсы, кадрили-монстры да
гремучие марши”, но вдруг с ним случается истерика, и его выпроваживают
из дома. Придя в номер гостиницы, где он живет, Рублев рассказывает об
этом “скандале” своему соседу-писателю (от его лица ведется
повествование) , такому же неудачнику, как он сам. Тут Рублева настигает
второй приступ.
Этот рассказ не относится к самым знамениты
произведениям Чехова, но в нем нашла свое отражение одна из важных
проблем чеховского творчества — неожиданный протест человека против
окружающей его жизни. Основа сюжета “Тапера” — приступ душевной болезни у
главного героя — получила свое развитие в одном из лучших и наиболее
известных рассказов Чехова — рассказе 1888 года “Припадок”.
Спустя
пятнадцать лет после чеховского “Тапера” был опубликован в газете
“Одесские новости” (1900, 25 декабря) одноименный рассказ Куприна. Сюжет
рассказа основан, как следует из авторского примечания, на реальном
факте.
Действие “Тапера” происходит на празднике Рождества в
хлебосольном московском доме Рудневых. Хозяин дома Аркадий Николаевич
Руднев обычно приглашал на елку оркестр Рябова, но в тот год он опоздал с
заказом. С трудом найденный тапер оказывается четырнадцатилетним
“бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике”. Одним из
гостей Рудневых был Антон Григорьевич Рубинштейн. Аркадий Николаевич
обращает его внимание на юного тапера. Рубинштейн заинтересовался игрой
Юрия Агазарова (таково имя тапера) . Рассказ заканчивается так: “Реалист
в поношенном мундире давно уже известен теперь всей России как один из
талантливейших композиторов, а необычайный гость с царственным лицом еще
раньше успокоился навсегда от своей бурной, мятежной жизни, жизни
мученика и триумфатора. Но никогда и никому Агазаров не передавал тех
священных слов, которые ему говорил, едучи с ним в санях, в эту морозную
рождественскую ночь его великий учитель”.