1.
«Был человек видный: черты лица его были не лишены
приятности, но в эту приятность, казалось чересчур было передано сахару;
в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и
знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».
2. Усадьба Манилова. Описание деревни и усадьбы красноречиво характеризует
помещика. «Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении,
открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть» . В усадьбе -
«пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах
русских помещиков» , как иронически замечает автор. Пять-шесть
«мелколистых, жиденьких» берез; под двумя из них - беседка с надписью
«Храм уединенного размышления» (высокая торжественность слов так не
соответствует реальной картине!) . Вокруг господского дома разбросаны
«серенькие бревенчатые» избы деревни, и «нигде между ними растущего
деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно» .
Темнеет «скучно-синеватым» цветом сосновый лес. Даже сама погода
безликая, унылая: «День был не то ясный, не то мрачный, а какого-то
светло-серого цвета».
3. Вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его неприспособленности, оторванности от жизни, о безразличии к реальности: дом открыт всем ветрам, повсюду видны жиденькие верхушки берез, пруд полностью зарос ряской, зато беседка в саду высокопарно поименована "Храмом уединенного размышления"
4. Не мудрено, что у такого хозяина «довольно пусто в кладовой», приказчик
и ключница - воры, слуги - «нечистоплотны и пьяницы», а «вся дворня
спит немилосердным образом и повесничает все остальное время».
Свою жизнь Манилов проводит в полнейшей праздности. Он отошел от всякого
труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга,
заложенная все на той же странице 14. Свое безделье Манилов скрашивает
беспочвенными мечтами и бессмысленными «прожектами», вроде постройки
подземного хода от дома, каменного моста через пруд.
5. В приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства.
6. Почтет за честь, продать души Чичикову, только чтобы тому было приятно, он даже не просит денег.
7. Вывод: Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность героя, прикрытую сахарной приятностью облика, деталями обстановки его поместья.
В Манилове нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного.
Он – пустое место, ничто.
Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться.
Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти.
Недаром даже путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку изображен как путь в никуда.
И поэтому Манилов, наряду с Коробочкой, занимает одно из самых низких мест в «иерархии» героев поэмы.
Образ Манилова олицетворяет общечеловеческое явление —
«маниловщину», то есть склонность к созданию химер,
псевдофилософствованию.