Есенин
единственный среди русских великих лириков поэт , в творчестве которого невозможно
выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто «чувством
родины». Как писал сам поэт :«Чувство родины
основное в моем творчестве». Например
в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» рисуется образ родины-рая.
Есенин народный национальный поэт не
только потому, что он родился в самой
что ни на есть российской деревне , что писал о родной природе, что язык его стихов прост и понятен , но и
потому ,что каждый русский человек хоть
однажды переживал те же чувства , что и Есенин , что этот поэт выразил
национальный характер. Родина и природа для поэта не просто
однокоренные слова- это неразрывные
понятия. Природа олицетворена Есениным. Образ живой природы создается обращениями «Сыпь ты , черемуха, снегом, /
Пойте вы , птахи, в лесу» ; «Край ты мой заброшенный, / Край ты мой пустырь» ;
«Черная, потом пропахшая выть! / Как мне тебя не ласкать, не любить?». Есенин
находит звуковые образы, которые
озвучивают его сюжеты «стозвонный». Этот
неологизм усиливает звуковое впечатление. Звуковое изображение часто
встречается в стихах Есенина «Звонкой позолотой взвенивает лес» «Поет зима – аукает…». В звуковых образах
воспринимаются цветовые зрительные явления «В роще по березкам / белый
перезвон» ; «Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих стозвонных» ; «А у
низеньких околиц / Звонко чахнут тополя». В поэзии Есенина природа ощущается в движении, одно явление природы он мог передать через
другое :«Сыплет черемуха снегом», «Как
метель, черемуха машет рукавом» . Образ
крестьянской деревенской Руси , мира,
покоя и благодати, в котором жизнь людей
неразрывно связана с природой, характерен
для раннего периода творчества поэта. О
такой России Есенин пишет в стихотворении «Русь» (1914). В
нем описывается дорогая сердцу поэта русская природа , чарующая, но подчас таинственная и пугающая. Русская
природа , этот «таинственный» и «древний» мир, кажется поэту таким, каким его рисуют в народных сказках:
«Запугала нас сила нечистая, / Что ни прорубь – везде колдуны». Сказки пугают, но они хороши тем , что в них «ложь». Есенин
говорит о любви к своей «кроткой
родине». Он не удивляется, не гадает, какая ее ждет доля, а просто обещает «беречь» свою любовь к Руси
.Для лирического героя Есенина Русь -
всеобъемлющее понятие , особый патриархальный
крестьянский мир. В стихах Есенина запечатлен прекрасный облик
Руси и тогда , когда «нивы сжаты», «рощи
голы», и тогда, когда она превращается в несказанное ,
синее, нежное. Если в ранних произведениях Есенина пейзаж передает
такие настроения, как светлая грусть,
радость ,умиротворение ,то в
более позднем творчестве поэта настроение меняются, а образ горячо любимой России осложняется
меняется вместе с самим поэтом. Так, революционные настроения нашли отражения в
поэмах «Иорданская голубица» ,«Небесный
барабанщик», «Инония». Есенин встретил
революцию с надеждой о превращении России в Крестьянскую
Республику. Но радужные надежды сменились разочарованием, поэтому в стихотворении «Я последний поэт
деревни» (1920) появляется мотив одиночества , прощания
с прежней Русью. Поэт как будто заказывает панихиду по прежнему миру ,
обреченному на умирание. Я
последний поэт деревни, За
прощальной стою обедней Скромен в песнях дощатый мост, Кадящих листвой берез… Это
стихотворение полно горестных предчувствий о том , что вместе с прежним укладом
замолкнут навеки песни самого поэта. Следом за стихотворением «Я последний поэт
деревни» Есенин пишет 3 стихотворения : «Русь уходящая» , «Русь бесприютная» ,
«Русь советская» (1924). Тематически все 3 стихотворения: близки на смену прежней патриархальной Руси приходит
Русь новая, настораживающая и пугающая
поэта. Символом новой культуры выступает
в лирике Есенина образ «железного гостя» ,«железной рати» . Часы старого
патриархального мира сочтены . Казалось
бы, поэт понимает, что
преобразования необходимы. но сердцем
душой он тоскует о прежнем ,
безвозвратно уходящем мире. Особенно остро поэт ощущает свое сиротство в
родном краю, куда вернулся после 8 лет
отсутствия («Русь советская»). На месте отчего дома зола и «слой дорожной пыли», ни в чьих глазах он не находит приюта,
чувствуя себя иностранцем ,«пилигримом
угрюмым». Но кругом по-прежнему кипит жизнь
подрастает новое поколение. У него иные эстетические и духовные и этические
ценности. Он готов заложить душу
«октябрю и маю» ,но в обмен на свободу
творчества («но только лиры милой не отдам»). И свой песенный поэтический дар
направит не на восхваление новой бездуховной жизни, а по-прежнему воспевать «шестую часть земли с
названьем кратким Русь». В стихотворении «Спит ковыль. Равнина
дорогая…» (1925) Есенин как бы прощается с родиной. Для лирического героя с «родиной любимой» связана не только «теплынь» жизни, но и возможность , принимая все , спокойно
встретить свою смерть ,неотделимую от
конца его мира: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно
умереть.