Как и все произведения Л. Н. Толстого, трилогия “Детство. Отрочество.
Юность” явилась, по сути, воплощением большого количества замыслов и
начинаний. В ходе работы над произведением писатель тщательно оттачивал
каждую фразу, каждую сюжетную комбинацию, старался подчинить все
художественные средства четкому следованию общей идее. В тексте
толстовских произведений важно все, мелочей нет. Каждое слово
употреблено не случайно, каждый эпизод продуман.
Главной целью Л. Н.
Толстого становится показ развития человека как личности в пору его
детства, отрочества и юности, то есть в те периоды жизни, когда человек
наиболее полно ощущает себя в мире, свою нерасторжимость с ним, и затем,
когда начинается отделение себя от мира и осмысление окружающей его
среды. Отдельные повести составляют трилогию, действие же в них
происходит согласно идее, сначала в усадьбе Иртеньевых (“Детство”),
затем мир значительно расширяется (“Отрочество”). В повести “Юность”
тема семьи, дома звучит во много раз приглушеннее, уступая место теме
взаимоотношений Николеньки с внешним миром. Не случайно со смертью
матери в первой части разрушается гармония отношений в семье, во второй —
умирает бабушка, унося с собой огромную моральную силу, и в третьей —
папа вторично женится на женщине, у которой даже улыбка всегда
одинаковая. Возвращение прежнего семейного счастья становится совершенно
невозможным. Между повестями существует логическая связь, оправданная
прежде всего логикой писателя: становление человека хоть и разделяется
на определенные стадии, однако непрерывно на самом деле.