История трезубца – княжеско-территориального символа Поднепровья, уходит своими корнями в дохристианский период, времена союза славянских племен VI века. По одной из версий он олицетворял "Тропу Трояна" или "Времена Трояна" из "Слова о полку Игореве", т.е. трёхчасное строение мира – Явь, Навь и Правь.
Часть историков считают, что, наиболее верным следует считать предположение, что трезубец – символ сокола или другого тотема княжеского рода. Существует несколько версий, объясняющих смысл знака, но ни одна из версий пока не получила точного научного подтверждения.
Наиболее известными, дошедшими до нас знаками-печатями явились знаки Рюриковичей. Со временем знак, представляющий владельца, перешел на изображение печати, стал употребляться в дипломатической и торговой практике, выступая своего рода аналогом верительной грамоты. Древнейшей из таких печатей можно считать печать с двузубцемСвятослава Игоревича.
На многих монетах, перстнях и пломбах Владимира Святославовича и его потомков изображался трезубец.
В XI веке возникает новая гербовая традиция, для которой характерно использование изображений святых, покровителей князей. Так, со времен Ярослава Мудрого покровителем Киевской Руси считался Георгий Победоносец, или Змееборец (драконоборец).
В честь архистратига Михаила – покровителя киевского князя Святополка Изяславовича (1050-1113 гг.) – был выстроен в Киеве Михайловский Златоверхий монастырь. Полагают, что с того времени Михаил – покровитель князей и ратной славы стал считаться покровителем и Киевской земли. Изображение архангела Михаила встречается на многочисленныхпечатях XI-XIII веков. Со временем оно перешло в герб Киева.