«Музыка — самое божественное и духовное из всех искусств». (Письма Махатм. Избранные письма 1880-1885, Письмо XXII)
В отдаленные от нас тысячелетиями времена
люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство со всем
существующим в природе. «Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с
творением мира», — так утверждали древние мудрецы.Во
Вселенной, где идет борьба Космоса и хаоса, порядка и беспорядка,
гармонии и дисгармонии, музыка занимает особое положение: «музыка —
наука о хорошей гармонии. Когда же мы совершаем несправедливость, то не
сохраняем музыку. Таким же образом небо, земля и все, что движется в них
всевышним повелением, не существует без науки музыки. Действительно,
Пифагор свидетельствует, что этот мир основан посредством музыки и может
управляться ею». Платон,
великий Учитель древности и последователь Учения Пифагора, считал музыку
главным средством воспитания гармонической личности. Философ очень
серьезно относился к подбору мелодий для прослушивания населением. Итак,
Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных
звучаний. Их воспроизводит музыка — отражение космической гармонии.
Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных
мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и
физическое здоровье. Так утверждают древние трактаты.
Музыкальный космизм в России
Вершиной
музыкального выражения русского космизма является конец XIX – начало ХХ
века. На общем фоне слома мировоззрения появились русские композиторы –
космисты, которые своими музыкальными и научно-публицистическими
произведениями утверждали идеи музыкального космоса. Эти идеи
высказывались как самими композиторами, так и философами.Проблемное
поле выдающихся русских композиторов ХХ в. – Скрябина, Рахманинова,
Прокофьева и др. – было задано философской мыслью, особенно философией
всеединства В. С. Соловьева, которая выводила их на проблемы космизма.
Идеи положительного единства, синтетический метод познания оказались
близки отечественным композиторам. Пример - произведение Ивана
Вышнеградского «День Бытия». Бесконечность мира, мысль о всеединстве
сущего была для символико-космистов и романтической мечтой, и восторгом,
и философской доктриной, духовным отцом которой был В. Соловьев. Многих
творцов рубежа ХIХ-ХХ веков (В. Соловьев, Е. Трубецкой, А. Н. Скрябин)
объединяла космическая тема: солнце, звезды, луна, небесная лазурь - для
них есть символы божественного света, способные преодолевать время и
суету. Но наряду с ренессансным ощущением в музыкальной культуре
серебряного века ярко проявилась острота переживаний. Во многих
сочинениях композиторов - космистов реализуется неистовый порыв и
сковывающая сила молчания, небытия. Для всех художников - космистов было
свойственно чувство бесконечности, таинственной непостижимости бытия.Таким
образом, рубеж ХХ столетия был отмечен как период активной
художественно - эстетической деятельности: поэты и музыканты, философы и
живописцы, единые в своем устремлении поиска иной реальности. Диапазон
воплощения тенденций эпохи «простирался» от тончайшей нюансировки в
миниатюрных формах (романсы С. Рахманинова опус 38) до космической
масштабности в крупных сочинениях (кантата С. Прокофьев «Семеро их»).
Космический такт объемлет в себе все, от биения сердца до космической
музыки сфер. Космос человеческой души - уподобляется Космосу Вселенной.
Символ пронизывает эпоху. Поскольку именно музыка наиболее полно
выражает символ, все композиторы - космисты явились выразителями идей,
укладывающихся в рамки космизма: образы бесконечности (девятая соната А.
Скрябина), образы Космоса (Четвертая соната А. Скрябина.)
Музыкальные коллективы, обращающиеся к теме космоса
1. Группа «Rockets»
— французская рок-группа. Известны своим имиджем "пришельцев из
космоса", одними из первых в истории музыки масштабными шоу с
использованием целого каскада спецэффектов. Альбомы Plasteroid и Galaxy стали
золотым и платиновым соответственно
2. Группа «Зодиак»— советская музыкальная группа из Латвии,
существовавшая в 1980-х годах и игравшая инструментальную музыку в жанре
синти. «Зодиак» была одной из первых советских групп, исполнявших
электронную музыку. Основной тематикой композиций являются космос и
научная фантастика
3. Группа «Space»— французская группа, исполняющая музыку в жанре «космической» электроники и диско
Исследуя творчество композиторов
серебряного века и музыкальных коллективов 70-90х годов XX века,
посвящённых теме «Космос в музыке», были выявлены причины, основные идеи
и эстетические задачи, которые ставили композиторы для реализации
данной темы. Опираясь на данный материал, можно придти к следующим выводам:
Тема космоса – одна из вечных тем в музыкеКомпозиторы
разных исторических эпох выражают тему космоса, опираясь на
определённые исторические события, и философские идеи, а также
используют выразительные средства, музыкальный язык характерный для
данного времени и востребованный слушателем