Отвергнув
путь либеральных реформ, предлагаемых фракцией кадетов и трудовиков,
правительство осуществило свой вариант – знаменитую столыпинскую реформу.
9 ноября 1906 года был принят указ, ознаменовавший начало наступления
правительства на общину в целях ее разрушения и создания хуторов и
отрубов. «Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни
чужую собственность, не боящаяся никакой ответственности, действуя миром,
всегда будет представлять собой горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому
поводу», - писал П.А.Столыпин.
Порассуждайте об экономической
целесообразности и своевременности реформы, а также о методах ее
проведения. Почему правительство вместо постепенного реформирования общины
избрало вариант ее насильственного слома? Были ли у реформаторов возможности
для маневра? Почему?
Прокомментируйте
следующие примеры поведения крестьян в период проведения столыпинской
аграрной реформы.
Хуторянам и отрубникам объявлялся
своеобразный бойкот. Их как бы исключали из жизни общества. В случае пожара
дома не тушили «всем миром», а лишь заботились о том, чтобы огонь не
перекинулся на постройки соседей. Сельский батюшка отказывался крестить их
детей, совершать обряды венчания. Иногда хуторян и отрубников даже не хоронили
на мирском кладбище. Отщепенцев ненавидели больше бар.
В Пермской губернии крестьяне
оказали вооруженное сопротивление «землеустроительным комиссиям». В Саратовской
губернии дорогу землеустроителям преградила толпа деревенских баб, в том числе
и беременных. По приказу местных властей по ним был открыт огонь.
Порассуждайте о причинах неудач столыпинской
реформы. Почему Россия не получила 20 лет покоя, о которых мечтал реформатор?
Определите роль крестьянства, его цели и задачи в революционном движении
России. Как вы думаете, была ли изжита к началу XX века
«пугачевщина» как основная форма борьбы крестьян за свои права? Свой ответ
аргументируйте.
Значительным
явлением российской жизни стала кооперация. По данным экономистов, к
началу 1917 года в стране насчитывалось около 60 тысяч первичных
кооперативных организаций, в том числе 35 тысяч потребительских обществ,
16 тысяч кредитных и судно-сберегательных товариществ, 2,9 тысяч молочных
артелей. Общая численность кооператоров составляла от 16 до 25 млн.
человек. Создавались отраслевые, региональные, всероссийские союзы
кооператоров. Возглавляли кооперативные организации, как правило,
помещики-земцы.
Определите значение и роль кооперативного движения в общественной жизни
России. Почему оно быстро развивалось в начале XX века? Каковы
были его перспективы? На какие традиции русской жизни оно опиралось? С чем было
связано начало формирования политической платформы кооператоров и выдвижение
ими требования о принятии специального закона о кооперативах?
Князь
С.Е.Трубецкой писал: «Против левых», против «правых» и даже против части
центра Столыпину все-таки удалось провести в жизнь свою мудрую аграрную
политику. Посаженное в русскую землю Столыпиным здоровое растение
прекрасно привилось и начало быстро расти и укореняться, но, не достигнув
еще зрелости, оно было сломлено налетевшими военными и революционными
бурями!»
Прокомментируйте это высказывание. Выскажите свое мнение об аграрной
реформе П.А.Столыпина.
Какие альтернативы открывались перед
Россией на рубеже XIX-XX вв.? Почему страна избрала революционный путь, а реформы
не достигли своей цели? В чем особенности и сложности модернизационных
процессов в России? Порассуждайте на эти темы.
Американский
историк Грегори Л.Фриз, исследующий проблемы российской истории начала XX века, отмечает: «В сердце не убить веры,
что, не случись войны, Россия могла бы избежать революции; пробужденная в
1905 году революционная энергия начала в эпоху III Думы быстро сливаться с
созидательным процессом… Еще десять-двадцать лет дружной упорной работы –
и Россия бесспорно вышла бы на дорогу окончательного преодоления того
разрыва между «необразованностью народа» и «ненародностью образования», в
котором славянофилы правильно видели основной грех русской жизни. К величайшему,
лишь в десятилетиях поправимому несчастью России, этот оздоровительный
процесс был сорван большевистской революцией…»
Выскажите ваши суждения о возможности нереволюционного пути развития
России в начале XX века. Не идеализирует ли американский
историк «созидательный процесс», начавшийся после первой русской революции?
Прокомментируйте тезис о «разрыве между «необразованностью народа» и
«ненародностью образования».
В
отечественной науке дореволюционная Россия рассматривалась как страна
среднего уровня развития капитализма. Это аргументировалось тем, что на
рубеже веков все большая доля в формировании национального дохода
приходилась на промышленность. Однако, по мнению некоторых ученых, в том
числе П.В.Волобуева, Россия и в начале XX века оставалась отсталой страной, не осуществившей
переход к капитализму. Для обозначения уровня развития России появилось
новое определение – «средне-слабое развитие».