В повести «Детство» рассказывается о становлении личности маленького человека.
Рассказ ведется от первого лица, что дает возможность показать события более достоверно:
—отношения между бабушкой и внуком;
—отношение деда к внуку;
—автор даёт оценку событиям;
—цель писателя — «рассказ про душный круг жутких впечатлений»;
—события детства передаются писателем очень подробно.
Второстепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алёши.
Заключение
Описывая детство, Горький создал своеобразное по жанру произведение — автобиографическую повесть.
В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии
«Детство», в которой изобразил веху в становлении личности маленького
человека, основываясь на собственных реальных фактах биографии. Это и
определило своеобразие жанра горьковского произведения —
автобиографическая повесть. Через три года автором была написана вторая
часть трилогии «В людях», в ней описывается тяжелая трудовая жизнь
рабочего класса, а еще через несколько лет в 1922 году
М. Горький опубликовал третью часть трилогии — «Мои университеты».
Повесть «Детство» автобиографическая. Вспоминая свое детство,
первые годы взросления, смерть отца, переезд в дом Кашириных, по-новому
многое переосмысливая, М. Горький создает повесть «Детство»,
повествование о жизни маленького мальчика Алеши. Рассказ в повести
ведется от первого лица, от имени главного участника событий. Это дает
возможность писателю, показать изображаемые события более достоверно,
передать мысли, чувства, отношение к жизни персонажа. Алеша вспоминает о
бабушке как о «самом близком сердцу моему, самом понятном и дорогом
человеке — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив
крепкой силой для трудной жизни». В тексте повести герой признается в
своей нелюбви к деду. Задача писателя — не просто передать события,
участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции
взрослого, много познавшего в жизни человека. Именно эта черта является
характерной для жанра автобиографической повести. Цель М. Горького — не
оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких
впечатлений, в котором жил — да и по сей день живет — простой русский
человек».
События детства переданы писателем максимально подробно, так
как каждый эпизод в жизни героя оказывает влияние на формирование
характера. Алеша по-разному воспринимает выпавшие на его долю испытания:
например, после того как дед избил внука за испорченную скатерть, «дни
нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда
герой начал лучше разбираться в людях, а его сердце «стало невыносимо
чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».
Горьковское произведение «Детство» небольшое по объему, имеет
границы традиционного жанра повести: одна главная сюжетная линия,
связанная с автобиографическим персо- нажем, а все второстепенные герои
и эпизоды помогают раскрыть характер Алеши, выразить авторское
отношение к происходящему. Писатель одновременно наделяет главного героя
своими переживаниями и в то же время созерцает описываемые события как
бы со стороны, давая им оценку: «...да стоит ли говорить об этом? Это та
правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать
ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».
Итак, описывая детство, раннюю стадию становления маленького
человека, М. Горький создает произведение, своеобразное по жанру —
автобиографическую повесть.