В литературе, как и в жизни, веселое, комическое тесно переплетается с грустным, трагическим. Читая произведение, мы вместе с автором смеемся или печалимся, радуемся или страдаем. Так и пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль» по жанру комедия, вызывает смех, но только очень часто — это «смех сквозь слезы». Почему так? Казалось бы, эпоха правления Екатерины II, отображенная в произведении, не очень понятна и близка нам, читателям
XXI века, но главные проблемы комедии настолько актуальны и злободневны, что мы проникаемся идеями автора и понимаем, над чем смеется И о чем грустит драматург.
Вызывает смех и сцена примерки кафтана Митрофанушкой, и слова Еремеевны о том, что он «протосковал до самого утра», хотя «почти и вовсе не ужинал»: «солонины ломтика три, да подовых... пять... шесть», да «квасу целый кувшинец выкушать изволил». Смешна и изворотливость недоросля, когда ему «жаль стало» матушку, которая «так устала, колотя батюшку». И в то же время, бранная речь госпожи Простаковой, ее самоуправство и жестокость вызывают недоумение и возмущение.