ШЕРЛОК ХОЛМС — герой повестей А.
Конан Доила «Этюд в багровых тонах» (1887), «Знак четырех» (1890),
«Собака Баскервилей» (1902) и сборников рассказов «Приключения Шерлока
Холмса» (1891), «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» (1892-1893) и других.
Образ необыкновенно наблюдательного человека, способного разгадать некую
головоломную ситуацию, объяснить нечто, казавшееся необъяснимым,
появился в литературе до Конан Доила. Эдгар По создал Дюпена и Леграна,
предшественников Ш. Х. У. Коллинз написал детективный роман «Лунный
камень» , где профессиональный сыщик и проницательный деревенский врач
разгадывают невероятно запутанную историю похищения индийского алмаза.
А. К. Доил продолжил разработку жанра и сделал это настолько успешно,
что многие читатели поверили в реальность Ш. Х. , начали писать письма
на Бейкер-стрит, где, как известно, жил этот гениальный сыщик, деля
квартиру со своим другом и летописцем доктором Ватсоном. Подобную пару
первым описал Э. По — рядом с незаурядной личностью находился человек
весьма обычных достоинств, неглупый, но и не способный постичь ход
рассуждений своего друга и поэтому нуждающийся в объяснениях, которые
также необходимы и читателям. Доктор Ватсон — заинтересованный
наблюдатель, а часто и участник приключений Ш. Х. , с восхищением
следящий за его работой и описывающий ее в своих рассказах. Благодаря
его записям нам стали известны методы, привычки и особенности Ш. Х.
Поистине это был совершенно уникальный человек, его ум не знал равных, и
он выбрал необычную сферу применения своих дарований — криминалистику,
отдав собственный интеллект расследованиям непонятных убийств, страшных
загадок или таинственных исчезновений. В качестве соперника Ш. Х.
(правда, довольно смешного и на удивление несмышленого) выступает
профессиональный сыщик Скотланд-Ярда Лейстрейд, часто приписывающий себе
успехи знаменитого детектива-любителя. По традиции, берущей начало в
английском дендизме, любитель, делающий что-либо из одного только
интереса и собственного удовольствия, выше профессионала, который
работает ради куска хлеба. Именно поэтому Конан Доил с помощью доктора
Ватсона всячески подчеркивает, что его герой — джентльмен, любящий на
досуге разгадать одну-две криминальные загадки и выбирающий наиболее
интересные для себя. Ш. Х. может отказаться от дела герцога, сулящего
неслыханный гонорар, и заняться историей простой гувернантки, не имеющей
ни гроша. Король Богемии предлагал ему драгоценный перстень, но Ш. Х.
попросил взамен лишь фотографию женщины, которая смогла раскусить его
замысел и вызвала тем самым его восхищение. Особое обаяние этого образа
связано с тем, что в нем удивительно сочетаются невероятная
наблюдательность, острый ум с простыми человеческими привязанностями и
слабостями. Ш. Х. — прекрасный скрипач, он любит музыку, табак и порой
способен целыми днями лежать на диване, раскуривая трубку и предаваясь
раздумьям. Но периоды апатии сменяются приливами бешеной энергии, и вот
он опять готов мчаться на другой конец Лондона, чтобы устраивать засаду
или изучать место происшествия. Блестящая разгадка и поимка преступника —
обычный финал таких историй. Проницательность Ш. Х. кажется
сверхъестественной, но его объяснения всегда просты, и недогадливый
доктор Ватсон с досадой констатирует, что и он мог бы сам догадаться,
если бы обратил внимание на ту или иную деталь. «Вы смотрите, но вы не
наблюдаете, а это большая разница», — объясняет Ш. Х. секрет своего
искусства. Потомками Ш. Х. в детективном жанре стали Эркюль Пуаро,