Историю эту я узнал в 1973 г., когда был ещё жив отец.
Но время было такое, что сильно много не расскажешь. Прихожу я с работы, а отец мой сидит и душевно гутарит с таким же стариком, как он. Позвал меня и говорит.
— Посиди, послушай дядю Колю. Он двоюродный брат твоей матери.
Служил дядя Коля в Донской Армии, как и все наши казаки. Участвовал в рейде корпуса Мамантова. По окончании Гражданской войны начали власти выявлять мамантовцев. Вначале выловили и постреляли офицеров — кто вовремя не скрылся. А к 1928 г. принялись и за рядовых.
Большевики столько писали про золото, будто-бы «награбленное» казаками (а, если таковое в действительности и было, то попало в руки белых из захваченных подвалов ВЧК), что в конце-концов начали и сами верить в свою брехню. Вот после Гражданской комиссары и взялись за казаков.
Дядя Коля рассказал, что при советах жил, как на иголках. Когда взялись за мамантовцев, то они со своими семьями побросали курени и уехали на необжитые земли в глушь Донской области, в Ремонтненский район. Порыли землянки: Плели плетни из тальника, обмазывали их коровьим навозом — это стены и крыша, необмазанные шли как мебель. Обзавелись огородами. Так прожили несколько дет. Но в 1928 г. нашли их и там. Погнали все семьи в тюрьму. Долго допрашивали, интересовались золотишком. Рассказчик-то во время рейда взял на складах какой-то узловой станции лишь три пары простого солдатского белья, которое у него к тому же потом и украли...