Ислам — сравнительно молодая религия. В момент своего возникновения, с
точки зрения ряда европейских и американских учёных, он был
синкретической религией, впитавшей в себя элементы доисламских древних
верований и культов арабов, ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм
[3].
Согласно сборнику хадисов имама аль-Бухари, в месяц
Рамадан 610 года, когда пророку Мухаммеду было 40 лет, во время
уединения в пещере Хира к нему явился ангел Джабраил и продиктовал ему
первые пять аятов Корана [4]. Этот (610 год) год можно считать годом
возникновения ислама.
В течение 3 лет после начала
посланнической миссии пророк Мухаммед вёл тайную проповедь среди своих
друзей и близких. В этот период ислам приняли около 40 человек, среди
которых были жена Мухаммеда Хадиджа, Али ибн Абу Талиб, Абу Бакр и
другие [5]. В 613 году Мухаммед выступил в Мекке публично как пророк.
Правящие круги Мекки отнеслись к Мухаммеду враждебно, его положение в
Мекке стало рискованным, и в 622 году он был вынужден совершить
переселение (хиджра) в Медину. Населявшие Медину племена ауса и хазрадж,
перейдя в ислам, стали основной группой приверженцев Мухаммеда. К концу
жизни Мухаммеда образовалось исламское теократическое государство,
занимавшее весь Аравийский полуостров — Арабский халифат.
От других религий ислам отличается следующими моментами:
1.
Религия Аллаха крепко связана с интересами человека. Там где есть
выгода и польза человеку, там и религия Аллаха, так как дозволенное в
исламе обычно связано с приятным и полезным, а запретное — со скверным и
вредным.
2. Устранение затруднений и стремление к облегчению,
которое мы можем заметить во многих текстах религиозного писания.
Поэтому религия предписала облегчение и запретила затруднение.
3.
Ислам уделяет большое внимание воплощению основных принципов религии в
душе человека, чтобы в конечном итоге его поведение соответствовало
принципам веры и отличалось достоинством и благородством цели.
4.
В исламе нет монашества, и религия не может быть монополизирована одним
человеком. Наоборот, есть ученые и правоведы, понимающие религию,
обладающие достаточными знаниями для выведения правовых решений, знающие
и трезво оценивающие положение людей. В Коране говорится: «Верующим не
следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой
группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей,
когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться» .
(Покаяние, 122)
Из книги "Современные фатвы" Джаддуль Хакк Али