Рынок называют монополизированным, если на нем присутствует всего один производитель. Под монополией при этом понимают как фирму, работающую на монополизированном рынке (иначе именуемую монополистом), так и сам рынок.
Кроме единственного производителя на монополизированном рынке
присутствует множество покупателей, каждый из которых приобретает лишь
небольшую часть производимого товара. И из-за своей слабости и
многочисленности ни один из покупателей не способен воздействовать на рыночную цену.
Чтобы существовала реальная монополия необходимо, чтобы реализуемый на рынке товар не имел близких субститутов.
В зависимости от путей возникновения, характеристик рынков, на
которых возникает монополия, и особенностей производства у монополиста
можно выделить следующие виды монополий:
Инновационная монополия. Возникает, когда какое-то
лицо создает кардинально новый продукт (а соответственно и новый
рынок), который защищен от копирования патентами и другими правами.Географическая монополия.
Возникает, когда один из производителей имеет гораздо более выгодные
условия по выходу на географически отделенный от прочих рынок, чем
остальные. Это может быть связано с географической близостью
производителя к рынку, так и с наличием барьеров, например таможенных,
на входе на рынок.Монополия победителя. Это монополия фирмы, выигравшей в конкурентной борьбе, хотя бы и за счет создания картеля.Естественная монополия.
Т.е. монополия возникающая потому, что существование хотя двух
производителей на рынке неэффективно. Естественную монополию ниже мы
рассмотри поподробнее.
Естественные монополии можно разделить на :Государственные монополии. Они возникают тогда, когда государство передает какие-то свои функции отделенному от него лицу.Инфраструктурная монополия. Понятно, что это монополия связанная с инфраструктурой, например водо-, газо- и электроснабжение.Технологическая монополия. Возникает тогда, когда оптимальный масштаб производства близок к величине рыночного спроса.
Таким образом, естественная монополия является наиболее защищенным от
проникновения конкурентов видом монополии, поскольку при естественном
ходе событий, не предполагающем технологических скачков, изменений
законов и резкого роста спроса, появление конкурентов у естественных
монополистов просто невозможно. Более того, интересной чертой
естественной монополии является то, что и государство не может с ней
бороться с помощью насильственного повышения конкуренции (например, за
счет разделения фирмы-монополиста на несколько отдельных фирм). Это
объясняется неэффективностью существования нескольких производителей на
рынке.
Вот