В романе «Преступление и наказание» город, его архитектура и
настроение неразрывно связаны с личностью Раскольникова. Мрачность, уныние,
грязь тех районов Петербурга, где обитают герои романа, во многом
предопределяют действия Раскольникова, подталкивая его к преступлению. В романе
не показывается весь город, а только те районы, где живут самые бедные и
неблагополучные слои населения. Мы не видим златоглавых соборов, фасадных
домов, особняков богачей, а только темные подворотни, тесные комнатушки,
зловонные распивочные.
В первой главе романа Достоевский говорит об особой вони, известной
«каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу». Автор подчеркивает
тем самым контраст, в котором главный его герой находится по отношению к
благополучию. Раскольников выходит из своего убого жилища прямо в эту вонь,
духоту, толкотню, проходит мимо пьянчуг. «Чувство глубочайшего омерзения
мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека», - пишет Достоевский. Ничто
не радует нищего студента, даже праздная прогулка еще больше гнетет его.
В описании петербуржских зданий автор использует мрачные,
унылые краски. Пейзаж лишен света, свежего воздуха, перспективы. Здания как
будто нависают над персонажами, закрывая их в пространстве нищеты, преступности
и пьянства.
Особенно подробно в романе описаны интерьеры. «Каморка», - так называет автор жилище
Раскольникова и сравнивает комнату со шкафом. Комната Сони была «большая, но
чрезвычайно низкая» и похожа была, в свою очередь, «как будто на сарай». Сарай
и шкаф – это непригодные для жизни человека пространства. Этими словами автор
подчеркивает уродство окружения, в
котором пребывают герои романа.
Петербург в «Преступлении и наказании» играет губительную роль
в судьбе своих жителей. Город и его люди неотделимы друг от друга, их судьбы
крепко переплетены и неразрывны. Моральное разложение, показанное в романе,
присутствует повсюду на улицах Петербурга, в том числе и в душах персонажей
произведения.