Это не сказка а уроки
Цели: 1. воспитание морально-нравственных качеств, развитие
коммуникативной компетенции;
2. развитие творческих способностей учащихся;
3. развитие речевой, читательской компетенций;
4. знакомство с приемами создания характера героя.
Обурудование : мультимедиапроектор, иллюстрации учащихся к рассказу, карточка-информатор.
I Пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме;
1.Согласны ли вы, что
- «Тетя Атиса» - это сказка?
- фамилия Вани Синицын?
- Вася Щукин хотел съесть кота?
- действие рассказа происходит в Братске?
- самолет ТУ-154 приземлился у Вани в комнате?
- Дима Кудимов был примерным мальчиком?
- тетя Атиса исполняла все желания Вани?
- тетя Атиса решила выйти замуж?
2. Понравился ли вам рассказ? Обоснуйте ответ
II Постановка проблемной задачи. 1.
Уроки нравственности… Какие они?
- Как вы думаете, какой смысл вложен в понятие «уроки нравственности»? Дайте свое толкование.
У вас на партах карточки-информаторы (словарные статьи «Толкового словаря» С.И.Ожегова). Внимательно прочитайте значение слова «нравственность», а потом выберите из 5 значений слова «урок» одно, подходящее к теме. Попытайтесь сформулировать то, о чем будет идти речь на уроке.
А сейчас я предлагаю две задачи: одну – я решу сама, а другую вы.
Главная задача писателя – изобразить героев и рассказать о событиях. А главная задача вдумчивого читателя? (учиться мыслить, воспитывать в себе лучшие человеческие качества).
Сегодня мы будем говорить о героях рассказа, их поступках, характерах.
2. Перед вами герои рассказа такие, какими вы их себе представили. (иллюстрации-презентации героев произведения Вани, Васи, Димки). Ваша задача определить, удалось ли «художнику» передать авторский замысел.
-Как вы думаете, кто изображен на первом рисунке?
- Какие детали помогают узнать героя?
-А что скажет автор иллюстрации? Чем привлек тебя этот человек? В какой момент он изображен?
- Чем определяется наше отношение к нему?
-Тетя Атиса… что пишет о ней автор?
- Что общего и чем она отличается от сказочных героев, исполняющих желание?
-Она человек? Почему же вы изобразили ее как человека? Что в ней человеческого? Как называется этот прием?
- Каков ее характер? (добрая, понимающая, озорная, кокетливая, неравнодушная, с юмором, заботливая)
- Кому она помогла? Кого проучила? Можно ли проследить по тексту, как она относилась к Ване, Васе Жукову, Димке Кудинову? Найдите в тексте и зачитайте.
- Почему Ваня не просил ничего у нее для себя? Какое «колючее чувство» его настораживало? Докажите примером из текста ( стр.121. Он не хотел обременять космическую волшебницу, создавать ей лишние хлопоты).
- Есть ли каждому из вас чему-нибудь поучиться у Вани?
- Что вас в этом герое привлекает? (скромный, добрый, совестливый, любит близких)
- Есть ли авторская оценка героев? (Слово ученику-исследователю, который выбрал из текста авторские характеристики действующих лиц)
Чтение понравившегося эпизода по ролям. Оценка чтения.
- Удалось ли нашим «артистам» своим чтением передать характер героя?
- Какими приемами пользуется автор, чтобы изобразить и показать нам характеры героев? (Поступки, портрет, речь, внутренняя речь, авторская характеристика).
Мы сегодня очень много говорили о героях рассказа. Но не сказали ничего об авторе.
- Каким вы его представляете? Как вы думаете, что он ценит в людях?
III Рефлексия
- Итак, какие же уроки нравственности вы почерпнули из сегодняшнего занятия?
-Какие качества характеров наших героев вы возьмете с собой в дальнейшую жизнь? А какие нет?
Заполните схему: