Повесть
"Княжна
Мэри"
состоит
из
отдельных
журнальных
записей
Печорина,
которые
разрешают
заглянуть
в
самые
потаенные
уголки
сердца героя. Пейзажные зарисовки природы Кавказа
свидетельствуют о способности Печорина
захватываться прекрасным, о его высокой внутренней
культуре и развитых эстетичных чувствах.
Возможные цитаты:
"Я смотрю на страдания и радости других только в
отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои
душевные силы".
"... подчинять моей воле все, что меня окружает;
возбуждать к себе чувство любви, преданности и
страха - не есть ли первый признак и величайшее
торжество власти? Быть для кого-нибудь причиной
страданий и радостей, не имея на то никакого
положительного права, - не самая ли это сладкая пища
нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная
гордость".
"С тех пор как я живу и действую, судьба както всегда
приводила меня к развязке чужих драм, как будто без
меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!
Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я
разыгрывал сетую роль палача или предателя". "Я
давно уже живую не сердцем, а головой".
Печорин - молодое одаренное, тем не менее
эгоистическое лицо. Герой ищет спасения от скуки в
приключениях и разных историях. При этом часто
вмешивается в жизнь других людей, становится
причиной их несчастий. Испытывает потребность в том,
чтобы покорять своей воле других людей, пробуждать в
них к себе чувство любви, преданности, страха. Сам
живет не сердцем, а головой, т.е. постоянно
анализирует свои поступки, мысли, переживания.
Сердце остается холодным. Бездушно и жестоко
сказал Печорин княжне Мэри. Соглашаетесь ли вы с
мысленным взором, что "комедия", которую так
мастерски разыграл Печорин для своего
удовлетворения, закончилась для девушки большой
трагедией? Разбитое сердце, уныние в любви, позор.
Княжна Мэри, как и Бела, - это лишь эпизоды в жизни
Печорина, но, как оказывается, в его жизни была
женщина, которую он по-своему любил уже много лет и
которая искренне любила его. Вера... История этой
любви жаждет нашего внимания, так как много чего
нового и неожиданного может рассказать о Григории
Печорине. Литературоведы утверждают, что
М.Лермонтов срисовал Веру со своей любимой
Вареньки Лопухиной. В портрете героини особенность -
родинка на правой щеке - именно такая, как и у
Вареньки. С нежностью и любовью создает Лермонтов
образ этой женщины.
Похоже, что Вера единая женщина, которую Печорин
любил. После встречи с ней в гроте он записал в
дневнике: "Сердце мое болезненно сжалось... О, как я
обрадовался этому чувству!" Как он устал от
одиночества! Ему нужен близкий человек. Лишь с Верой
он мог быть самим собой, не играть "комедии", ведь
Вера - единая женщина, которая поняла Печорина с его
"мизерными слабостями, глупыми страстями".
Вера искренне любит Печорина, хотя и утверждает: "С
тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал,
кроме страданий..." И действительно, влюбленная в
Григория, Вера развелась с первым мужем, вынуждена
была ради сына выйти замуж за старого, больного, но
богатого мужчину; от жизненных неурядиц, душевного
беспокойства сама заболела на чахоткой (неизлечимая
к тому времени болезнь). И даже после всего этого Вера
сознается Печорину: "... я, может быть, скоро умру, я
чувствую, что слабею со дня на день... и, несмотря на
это, я не могу думать в будущей жизни, я думаю только
о тебе..."
Итак, было в герое что-то такое, что привлекало
женщин, которые готовы были идти на любые жертвы и
страдания ради своей любви. Об этом пишет Вера в
своем последнем письме к Печорину:"Любившая раз
тебя не может смотреть без некоторого презрения на
прочих мужчин... в твоей природе есть чтото
особенное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть
власть непобедимая; никто не умеет так постоянно
хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает таким
привлекательным ..."
Именно в минуты наибольшего отчаяния героя
проявляются его духовные силы, глубокие чувства. Но
Печорин постоянно контролирует и подавляет в себе
эти прекрасные порывания. Почему? Так как он
является героем в свое время. А это время сделало из
него "морального калеку", который вынужден скрывать
в себе благородные чувства, чтобы не казаться
смешным в глазах высшего общества ("... если бы в эту
минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением
отвернулся").
Светское общество получило над Печориным власть.
"Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой
и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я
хоронил в глубине души: они там и умерли... Я сделался
нравственным калекой: одна половина души моей не
существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее
отрезал и бросил..."
Герой потерял способность сочувствовать, думать о
других, по-настоящему любить: "Моя любовь никому не
принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для
тех, кого любил: я любил для себя, для собственного
удовольствия".