Расскажите об отношениях княжны Веры с Печориным. Любил ли он её?

0 голосов
31 просмотров

Расскажите об отношениях княжны Веры с Печориным. Любил ли он её?


Литература (312 баллов) | 31 просмотров
Дано ответов: 2
0 голосов
Правильный ответ

Печорин раскрывается в отношениях с людьми с враждебной стороны. Рассмотрим отношения Печорина и Вернера. 
     Доктор Вернер, не уступая Печорину в уме и наблюдательности, отличается от него тем, «что не когда не умел воспользоваться своим знанием». Вернер в повести представлен свидетелем жизни, чем ее участником. Его доброе сердце сочувствует боли, его благородный ум возмущен низостью, но при этом доктор – лишь сопровождении Печорина. По своей воли он поступков не совершает, хотя сочувствует Печорину, оберегает его как может. Скептицизм Вернера парализует его действия, делает равнодушным ко всему, не удовлетворенность же Печорина жизни ведет к протесту. Активность Печорина свидетельствует о глубинной вере его в людей и тем самым возвышает его над Вернером. 
     Вернер пассивен, и это ставит в наших глазах значительно ниже Печорина. Но в отношениях с Вернером обнаруживается и эгоизм Печорина, который не признает дружбы, потому что она требует самозабвения: «…я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один – раб другого, хотя часто не один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…». 
     Отношение Печорина к Мери противоречиво. Печорин уверяет себя в бестрепетности. «Из жизненной бури, - говорит он Вернеру перед дуэлью, - я вынес только несколько идей – и не одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головой. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Казалось бы, отношение с Мери совершенно подтверждают это представление Печорина о себе и свидетельствует о безжалостной холодности, жесткости его игры. Но Печорин не так бесстрастен, как рекомендуется. Несколько раз он чувствует себя увлеченным, даже взволнованным. 
     Печорин винит за способность на живое чувство: ведь он было уверил себя, что счастье для него не в любви, а только лишь в «насыщенной гордости». 
     Постоянный разлад с окружающими и не возможность посветить свою жизнь высокой цели искажают его натуру. Идеал всеобщей гармонии подменяется деспотизмом победителя сердец. 
     Но Печорин напрасно надеется, что «насыщенная гордость» принесет ему счастье. И Вера, и Мери любят его, а счастья ему это не приносит. Да и отношения с ними развиваются не только по его воли. 
     Пока Печорин видит в Мери светскую барышню, избалованную поклонением, ему доставляет удовольствие оскорблять ее гордость. Но по мере того как в Мери проступает душа, способная искренне страдать, а не играть в любовь, отношение его к княжне становится иным. Страх перед обыденным жребием, а не равнодушие заставляет отвергнуть его чувство Мери. При последнем объяснении с княжной он старается быть спокойным и холодным, однако не притворное страдание княжны трогает его. Печорин жестко судит себя: «Видите ли, я перед Вами низок…». И все-таки отвергает возможность любви. 
     «Жалкая и гадкая роль» Печорина в отношения с Мери осуждена им самим, и это подчас мешает увидеть, что при всем не благородстве интриги Печорин совершил удивительное: Кукольная барышня стала живым, хотя и страдающим, человеком. 
     «Орудием казни» он остается даже в отношениях с Верой, которую – единственную – любит, хотя и разлучен с нею. Не будь развивающегося параллельно с историей княжны романа с Верой, мы бы были убеждены в бездушии Печорина, в его не способности любить. Но отношение с Верой подчеркивают, что Печорин, вопреки своему убеждению, способен «безумствовать под влиянием страсти». 
     Вера входит в роман как напоминание о «благотворных бурях» молодости Печорина и как жертва его странного характера. «Глубокие и спокойные глаза» Веры, знающей чувство и страдание, так не похожи на «бархатные глаза» еще не чем не волнуемой княжны. Вера любит сильно и искренне. «Упрек», «Глубокое отчаяние» и пылкость – вот живое движение ее чувств на протяжении нескольких минут встречи с Печориным в гроте. И Печорин, хотя он без гордости говорит, что «ни когда не делался рабом любимой женщины», с удивлением замечает в себе трепет и боль. 
     Под влиянием этой первой встречи с Верой в Пятигорске Печорин записывает: «Она вверилась мне снова с прежней беспечностью, - и я ее не обманул: она – единственная женщина в мире, которую я не силах был бы обмануть». 
     Тем не менее Печорин признает и глубину натуры Веры: «…это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… » Вера видит не только их : «… в твоей природе есть что-то особенное, что-то гордое и таинственное… никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно не счастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном».

(106 баллов)
0

Спасибо)

0 голосов

Повесть "Княжна Мэри" состоит из отдельных журнальных записей Печорина, которые разрешают заглянуть в самые потаенные уголки сердца героя. Пейзажные зарисовки природы Кавказа свидетельствуют о способности Печорина захватываться прекрасным, о его высокой внутренней культуре и развитых эстетичных чувствах. Возможные цитаты: "Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы". "... подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиной страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость". "С тех пор как я живу и действую, судьба както всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние! Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал сетую роль палача или предателя". "Я давно уже живую не сердцем, а головой". Печорин - молодое одаренное, тем не менее эгоистическое лицо. Герой ищет спасения от скуки в приключениях и разных историях. При этом часто вмешивается в жизнь других людей, становится причиной их несчастий. Испытывает потребность в том, чтобы покорять своей воле других людей, пробуждать в них к себе чувство любви, преданности, страха. Сам живет не сердцем, а головой, т.е. постоянно анализирует свои поступки, мысли, переживания. Сердце остается холодным. Бездушно и жестоко сказал Печорин княжне Мэри. Соглашаетесь ли вы с мысленным взором, что "комедия", которую так мастерски разыграл Печорин для своего удовлетворения, закончилась для девушки большой трагедией? Разбитое сердце, уныние в любви, позор. Княжна Мэри, как и Бела, - это лишь эпизоды в жизни Печорина, но, как оказывается, в его жизни была женщина, которую он по-своему любил уже много лет и которая искренне любила его. Вера... История этой любви жаждет нашего внимания, так как много чего нового и неожиданного может рассказать о Григории Печорине. Литературоведы утверждают, что М.Лермонтов срисовал Веру со своей любимой Вареньки Лопухиной. В портрете героини особенность - родинка на правой щеке - именно такая, как и у Вареньки. С нежностью и любовью создает Лермонтов образ этой женщины. Похоже, что Вера единая женщина, которую Печорин любил. После встречи с ней в гроте он записал в дневнике: "Сердце мое болезненно сжалось... О, как я обрадовался этому чувству!" Как он устал от одиночества! Ему нужен близкий человек. Лишь с Верой он мог быть самим собой, не играть "комедии", ведь Вера - единая женщина, которая поняла Печорина с его "мизерными слабостями, глупыми страстями". Вера искренне любит Печорина, хотя и утверждает: "С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий..." И действительно, влюбленная в Григория, Вера развелась с первым мужем, вынуждена была ради сына выйти замуж за старого, больного, но богатого мужчину; от жизненных неурядиц, душевного беспокойства сама заболела на чахоткой (неизлечимая к тому времени болезнь). И даже после всего этого Вера сознается Печорину: "... я, может быть, скоро умру, я чувствую, что слабею со дня на день... и, несмотря на это, я не могу думать в будущей жизни, я думаю только о тебе..." Итак, было в герое что-то такое, что привлекало женщин, которые готовы были идти на любые жертвы и страдания ради своей любви. Об этом пишет Вера в своем последнем письме к Печорину:"Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин... в твоей природе есть чтото особенное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает таким привлекательным ..." Именно в минуты наибольшего отчаяния героя проявляются его духовные силы, глубокие чувства. Но Печорин постоянно контролирует и подавляет в себе эти прекрасные порывания. Почему? Так как он является героем в свое время. А это время сделало из него "морального калеку", который вынужден скрывать в себе благородные чувства, чтобы не казаться смешным в глазах высшего общества ("... если бы в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся"). Светское общество получило над Печориным власть. "Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине души: они там и умерли... Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил..." Герой потерял способность сочувствовать, думать о других, по-настоящему любить: "Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия".

(70 баллов)
0

Спасибо)