Святыни ЧерногорииПримеры человечности и молодечества.Существует русское соответствие сербским понятиям «юнак»и «юнашество» - это былинные «молодец» и «молодечество» как мудрое народное понимание героизма. «Добрый молодец» русских былин и сказок — это не «добренький удалец», а «полностью юный (безсмертный) душою», ведь первоначальный смысл слова «добрый» — это «полный, целый» (отсюда «раздобрела» — «располнела» и т. п.). Черногорец Марко Милянов был прославленным воеводой. Научившись читать и писать только на склоне лет, он оставил после себя незамысловатые, но правдивые воспоминания о подвигах души человеческой. Эти короткие рассказы не случайно названы им примерами не только молодечества, но и человечности. В тяжелейшие моменты, которые случались в жизни черногорцев очень часто, познается способность человека быть человеком. Именно жертвенную, вечно юную и свободную человечность противопоставила душа черногорская зверскому деспотизму турок — и, выстояв, возвеличилась... Не только подвиг великих святых стоял за возвышением Черногории, но и подвиг простого народа, принесшего неисчислимые жертвы в борьбе за веру, за освобождение христиан на Балканах от турецкого ига. Приведем некоторые примеры такого святого героизма по воспоминаниям Марко Милянова.
Неда Джюрова, лутовчанка У Неды, жены Джюро Мартынова из Медуна, дочери Стефана Кркелича из Лутова было четверо сыновей. На прошлой войне она находилась в войсках вместе с сыновьями во время боев за Медун и Фундину. Она была очень стара, но не покидала войска. В одном сражении пострадали два ее сына: Милия был ранен, а Иована убили. Когда Иована положили во гроб и братья начали плакать, их мать сурово посмотрела на них своими большими, глубоко запавшими черными глазами и сказала: «Что плачете? Неужели думали, что каждый из вас уцелеет и вернется домой?! О, душе моя! Если еще кто-нибудь из вас не погибнет в бою, то лучше бы вас у меня бы и не было совсем!» Она славилась своими причитаниями по мертвым, так что вокруг нее, когда она оплакивала и причитала, собирались люди, как вокруг хорошего гусляра. Была она высокого роста, грубого сложения, с лицом, которое больше бы подошло мужчине. Женщины ей потом говорили: «Что ты наделала, Неда, несчастная! Ты пожелала сынам смерти?!» Неда же в ответ: «Когда я увидела, как груды мертвых турок покрыли гору, — а их убили мои сыновья, то как будто мой сын родился заново!» Говорила ей другая женщина: «Боже мой! Да у тебя, Неда, нету сердца, раз ты сыновей не жалеешь!» Неда сурово ответила: «Молчи, мерзавка из мерзавок! Как я могу жалеть сыновей, когда все царство наше может погибнуть?! А для чего я тогда их берегла? — чтобы на старости лет кашляли дома перед женщинами?!» Другая женщина тогда ей сказала: «Хороша же ты, раз можешь жить без сыновей!» А Неда ей: «После того как увидела погибель турецкую на Медуне и Фундине, а не мыслила такое когда-либо видеть, то могу им (туркам. — Пер.) проститькриводолянин, отправился в Печскую область (Косово, с которым непосредственно граничит Черногория на востоке. — Пер.). Кучи ходили туда в поисках продовольствия и некоторые погибали от турок, а от некоторых турки погибали. Так что же произошло с Петром: нашел ли он еду? остался ли зимовать, чтобы весной вернуться домой, когда горы зазеленеют? Петр погиб. Вот как это было. Пришли в Дечани два бека Соколовича из Скадара и с ними тридцать человек. Они намеревались ограбить монастырь, а если добычи окажется мало, то взять у христианского народа. Турки стали требовать деньги от монаха, надеясь, что он их легко отдаст. Но даже когда его связали, он ничего не хотел им дать. Тогда начали его пытать. Разнесся по Старой Сербии слух, что турки из Скадара в Дечанах. Но народ переживал не за монаха и деньги церковные, а за свои дома. Однако Петр не боялся, что на его дом нападут турки, а пошел к ним в Дечаны. Он нашел беков в комнате монаха, где они перетрясали вещи в сундуках, а связанный монах был между ними. Говорил ли Петр что-либо туркам или монаху, мы не знаем, только известно, что он убил обоих выстрелами из пистолетов. Когда погибли беки, турки хотели бежать из монастыря. Петр зарядил патроны и из ружья выстрелил по туркам. Турки убежали со двора. Неизвестно, убил ли Петр еще кого-то из турок, только последний из убегавших выстрелил, попав Петру в грудь. Петр упал замертво, а турки убежали без оглядки. Турки никакого вреда не нанесли церковному имуществу, только борода игумена пострадала. Петра похоронили возле храма, и его кости сейчас там. Монахи упрекали Петра в том, что он, как бешеный, бросился на турок, а мог бы и турок убить, и сам бы остался жив. Бой Петра с беками воспевается в народных песнях на гуслях, а албанцы поют о нем без инструмента, одним голосом. Далее: Святые XX столетия