Уже в самом начале произведения автор показывает два мира:
реальный мир ,где действующее лицо Чичиков, и идеальный мир лирических отступлений, где главным героем является повествователь.
Реальный мир поэмы уродлив и страшен. У всех гоголевских помещиков характеры яркие , индивидуальные, запоминающиеся. Но при всем их внешнем
разнообразии суть остается
неизменной :владея живыми душами , сами они превратились в души мертвые.
Истинных движений живой души мы не видим
ни в пустом мечтателе Манилове , ни в крепколобой хозяйке Коробочке ни в «жизнерадостном хаме» Ноздреве, ни в похожем на медведя помещике-кулаке
Собакевиче. Автор стремится ответить на главный вопрос в чем причины «мертвечины»? Одна из главных
состоит в том, что люди забыли свое
прямое назначение. Помещики забыли о
своих обязанностях , начиная с Манилова ,который
вообще не помнит, сколько у него
крестьян. Он не отец и не хозяин своим крестьянам. А настоящий помещик по представлениям христианской России должен служить нравственным примером для
своих детей , крестьян . Коробочка,
как заботливая хозяйка, ведет
учет всему своему «товарцу» и хорошо
знает, что у нее умерло «осьмнадцать»
работников. Подтверждением того ,что
крестьяне для нее такой же предмет купли-продажи , как мед и пенька , служит
рассуждение о том , что ей «еще не случалось… продавать покойников».А Ноздрев деньги за все ,«что ни привезли из
деревни», прокутил и проиграл на ярмарке
. Собакевич с мужиками , которые у него «под властью», «в ладу» , потому что иначе ему же «будет
хуже». У Плюшкина за три года «проклятая горячка выморила… здоровенный куш мужиков»
Причину омертвления души человека Гоголь показывает на примере
формирования характера главного героя
Чичикова. Безрадостное детство,
лишенное родительской любви и
ласки, служба и пример чиновников-взяточников сформировали подлеца, который
ведет себя, как его окружение. Счастье
его основано только на деньгах. Расчет вытеснил из него все человеческие
чувства и сделал его «мертвой» душой. Чиновники города NN еще более обезличены , чем
помещики. Весь интерес жизни
сосредоточен на сплетнях , пересудах , зависти. Они отличаются друг от друга только размером взятки, все они бездельники , это тоже «мертвые души». Но за «мертвыми» душами Чичикова чиновников и помещиков Гоголь разглядел живые души крестьян , силу
национального характера. В реальном мире «Мертвых душ» мертвая душа - обычное явление. В эпизоде смерти прокурора окружающие
догадались о том, что у него «была точно
душа», лишь когда от него осталось «одно
только бездушное тело». Гоголь изображает помещиков и чиновников со злой иронией
. Это не люди, а лишь бледное уродливое подобие людей. Крестьяне , списки которых просматривает Чичиков, «работали,
пахали, пьянствовали ,
извозничали , обманывали бар , а может быть,
и просто были хорошими мужиками.
И плотник Степан Пробка был
богатырем, который « в гвардию
годился бы», исходил с топором за поясом все губернии, съедая на грош хлеба да на два сушеной рыбы» и зарабатывая «целковиков по сту». Где бы ни «прибрала» его смерть , всегда найдется тот , кто продолжит его дело
и ,«подвязавшись веревкой», полезет на его место. Максим Телятников был «чудо ,
а не сапожник», а кончил тем, что «пошел попивать да валяться по улицам»
из-за беспросветности своей доли , когда честно не прожить , а обманывать не
научился. Григорий Доезжай-не- доедешь
скорее всего промышлял извозом и «отдал
богу душу» на дороге. Беглые крестьяне Плюшкина могут и «гулять по лесам», и сидеть в тюрьме, и пристать к другим господам, и ходить в «бурлацкой ватаге». Талантливость
народа открывается в сноровистости каретника Михеева, плотника Степана Пробки, кирпичника Милушкина и других . Крепостническая мертвящая действительность разрушает
добрые задатки в человеке , губит народ. На фоне величественных бескрайних
просторов Руси реальные картины русской
жизни кажутся особенно горькими. Так
Гоголь показывает в своей поэме две России : живую и мертвую.