Базаров -
высокий и худой.
Кирсанов
- красивый, самоуверенный,
немного насмешлив, забавно жёлчен, коротко стриженные седые волосы, глаза
продолговатые.
Базаров - сын простого уездного лекаря,
он занимается естественными науками, планирует получить степень доктора.
Кирсанов - аристократ, бывший офицер, живет
со своим братом в деревне и вся жизнь его проходит в раздумьях и воспоминаниях
о прошлом.
Базарову свойственен демократизм в общении, этакая грубоватая откровенность без каких-либо условностей. Его манеры поражают своей
простотой, резкостью суждений, прямотой выражения. Расшаркивания пред хозяевами
вызывают у него ироничную усмешку, а лицо его при встрече – самоуверенность и
ум. Манера речи Базарова лишена каких-либо
условностей. Поражает своей простотой, резкостью суждений, прямотой выражения.
В ней нет никаких украшательств, подчеркнуто вежливых оборотов.
В то время как Кирсанову присущи утончённость, английский стиль.
Он изыскан, вежлив в общении, образован. Его язык общения
отражает стиль поведения аристократа, великолепно владеющего французским,
любящего изысканные, нередко переходящие в манерность выражения и обороты. На
фоне базаровского языка речь Кирсанова кажется старомодной, архаичной. Все это
порождало разногласия между героями.
Различны также и суждения
героев о искусстве, науках, религии. Базаров поражает и
раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего
духовного. С точки зрения Базарова, “читать Пушкина — потерянное время,
заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою — нелепо”. Как истинный
материалист, он воспринимает природу как “мастерскую”, а “человек в ней
работник”. “Я умру, и из меня лопух расти будет”, — прагматично говорит
Базаров. Кирсанов, напротив, любуется природой, любит искусство.
Базаров — труженик, и труд он считает
необходимым условием для получения независимости, которую ценит превыше всего.
Он не признает авторитетов и все подвергает строгому суду собственной мысли. Он
— сильная и активная личность, гордится тем, что “его дед землю пахал”. Знания
он приобрел благодаря собственному труду. Его цель — принести как можно больше
пользы людям. Стремясь найти истину в жизни, он беспощадно отрицает старые
авторитеты, старую идеологию, старую мораль.
Кирсанов же, напротив, воспитывался как все
дети аристократических семей. Сначала основы знаний ему давали дома, потом
определили в пажеский корпус. Он всегда пользовался успехом у женщин, ему
завидовали мужчины.
При некоторой внешней схожести во взглядах Кирсанова
и Базарова на народ, в главном они расходятся. Павлу Петровичу религиозность
народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами
народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: “Народ
полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу
разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним? ” Одни и те же черты, присущие
народной жизни, и называются героями романа по-разному, и по-разному
оцениваются. Павел Петрович говорит: “Он (народ) не может жить без веры”.
Базаров же считает, что “грубейшее суеверие его душит”.
Нет единого мнения у героев и вопросах чувств,
любви, например. Базаров считает, что любовь — напускное чувство, относится к
ней весьма холодно. «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской
любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что
не стал способен, этакой человек — не мужчина», — замечает он. Но ярый
нигилист, отрицающий все, включая любовь, сам попадает в сети страсти. В
обществе Одинцовой он резок, насмешлив, а наедине с собой открывает в себе
романтика. Его раздражают собственные чувства. И когда они, наконец,
выливаются, то приносят только страдания. Избранница отвергла Базарова, испугавшись
его животной страсти и бескультурья чувств. Для Базарова подобная драма означает унижение и воспринимается как
проявление позорной слабости.Кирсанов же – страстный и
ранимый человек. Он вел активный образ жизни, но все вмиг
изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р. , которую Кирсанов
повстречал на балу и в которую влюбился страстно. Княгиня довольно скоро
охладела к нему, и он чуть с ума не сошел, стал гоняться за ней по всему свету,
проявляя малодушие. Измученный этими отношениями, Павел Петрович состарился, поседел
и потерял интерес к жизни. Для Кирсанова любовная драма может
стать источником самоуважения: воспоминания о ней поддерживают сознание
незаурядности и значительности прожитой им жизни.