История Руси дохристианского периода не вписывается ни в одно клише, по которому развивались государства того периода, так как, государство у славян-русов, вне всякого сомнения, было, однако в нем отсутствовало классовое общество в его классическом понимании, так как не было феодальной системы. Однако, именно такая структура общества не только не помешала русам создать собственную державу, а еще и получилось так, что сама Византийская империя, эта «царица мира», платила киевскому князю дань. Русы не считали необходимым накапливать богатство, а роскошь считали излишеством. Князя среди его подданных можно было отличить всего лишь по чистоте его рубахи, во всем остальном он ничем не отличался от обычных людей, которыми правил. Ни золотых цепей с коронами, ни каких-либо других знаков отличия или символов государственной власти.
Русы почитали богов, в первую очередь, Перуна и Волоса, работали на земле, охотились и мощно отражали набеги неприятелей. Русы выделялись среди прочих народов тем, что сейчас принято называть толерантностью. В их языческой державе проживали христиане и строили свои храмы, и даже монастыри, (известно, что в Киеве за полвека до официального крещения Руси была возведена Соборная церковь и вокруг нее создана целая христианская община), иногда селились хазары, исповедующие иудаизм. На Руси также не существовало рабства в его привычном понимании, хотя захваченные пленники и становились бесправными по сравнению с коренным населением. Отношение к рабам было патриархальным, то есть отеческим. И такого отношения больше не встретишь нигде в истории иных государств, даже у величайших гуманистов и философов греков. Русы были чрезвычайно чистоплотны. О знаменитых русских банях упоминают два знаменитых арабских путешественника – Ибн Фадлан в 928 году и Ибн-Русте на рубеже девятого-десятого веков.
Общество русов в дохристианскую эпоху было общинным и вечевым. То есть, князь должен был отчитываться перед вече, народным собранием, и именно вече решало – передавать ли князю свою власть по наследству, или же стоит избрать нового князя из другой фамилии. Жили русы в огромных двух - трехэтажных домах семьями до пятидесяти человек. Чрезвычайно уважались старейшины рода, деды, без общего одобрения которых князь не имел права принимать решения. Мнение военачальников также учитывалось. Учитывая то, что князь все делал наравне со своей дружиной, даже на веслах сидел вместе со всеми, можно сказать, что в древнерусском обществе царило равенство. Именно этим и объясняется призвание на княжение варяга Рюрика. Ну, помните, община имела право сама избирать себе князей и власть совсем не обязательно являлась наследственной. На Руси не было такого понятия как династическая власть.
У русов существовало два центра: южный, на реке Днепр Киев-град и северный – Новгород, расположенный на реке Волхов. Точно неизвестно, когда именно был основан Киев, так как древние летописи были уничтожены христианами из идеологических соображений, но известно точно, что основали его именно славяне: князь по имени Кий и его братья Щек и Хорив, а также с6естра их по имени Лыбедь. Русы всерьез заявили о себе миру в 860 году, восемнадцатого июня, когда Аскольд, киевский князь, вместе со своим военачальником Диром подошел с моря на 200 ладьях к Царьграду и, предъявив ультиматум, атаковали столицу Византийской империи (читай, столицу всего мира) целую неделю. Не выдержав подобного натиска, император византийский вынужден был предложить русам огромную контрибуцию, с чем русы и отправились домой. В этот же период, в 890 году на севере появился еще один сильный князь Рюрик. Огромной империи Византии противостоять могло лишь не менее могущественное государство, а не разрозненные славянские племена, в связи с чем возникла необходимость объединения племен в единую державу. Так на политической карте мира появилось новое государство – Киевская Русь.