Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” стала заметным явлением в русской
драматургии и заняла достойное место среди лучших произведений, не
только писателей XIX века, но и нашего времени. Все, что показано в
пьесе, не изжило себя до сих пор. Великий писатель смог уловить то, что
присуще людям вне зависимости от времени и места проживания.
Герои
комедии - типичные представители чиновно-бюрократического аппарата
России 30-х годов прошлого столетия. Перед нами предстал типичный
уездный город великой Российской империи, населенный чиновниками,
олицетворяющими все пороки этого общества.
По словам самого Гоголя,
наряду с образами чиновников, действующим лицом комедии является страх.
Он не только способствует движению сюжета, но и служит способом
изображения существующей власти и обличителем ее пороков. Именно страх
создает ситуацию заблуждения, на которой построен весь сюжет и конфликт
комедии. Городничий читает письмо, из которого следует, что в город
“едет ревизор из Петербурга, инкогнито.. . с секретным предписанием”.
Следуя чувству страха, Городничий связывает свой сон про двух крыс с
пренеприятным известием — приездом ревизора и со всеми бедами,
свалившимися ему на голову. Государственные мужи, живущие ради
собственного блага, страшатся приезда ревизора и долгое время не могут
понять, почему ревизор едет именно к ним, выдвигая при этом различные
предположения:
“Судьба”, - вздыхает Городничий, - “...тонкая и больше политическая причина”, - заявляет судья.
Не придя к единому мнению, они продолжают бояться. Из-за страха быть
обвиненными в полной халатности к делам ведомств, им вверенных,
Городничий советует чиновникам произвести улучшение каждому в своей
сфере: над каждой кроватью в больнице надписать по-латыни или на другом
каком языке название болезни, гусей из суда забрать на кухню и так
далее, при этом Антон Антонович мудро уточняет, что он давно все это
заметил, да забывал сказать. Городничий дает всем ясно понять, что
хорошо выполняет свои обязанности. Он также уверен, что “грешки грешкам
рознь”, а главное- суметь дать взятку ревизору.
В это время
Городничий уже мечтает о жизни в Петербурге, о генеральском чине и
кавалерии, а Анна Андреевна о том, чтобы их дом был непременно первым в
городе. Антон Антонович начинает разбираться со всеми, кто на него
жаловался, в первую очередь с купцами. Он их уже не боится, он чувствует
силу своего будущего зятя. Страх покидает уездный город. В доме
Городничего устраивается праздник по случаю помолвки дочери Городничего.
Все желают счастья Марье Антоновне и сгорают от зависти, втихомолку
проклиная ее отца. Но тут грянул гром среди ясного неба: вбегает
почтмейстер с письмом Хлестакова к Тряпичкину, где Хлестаков подробно
характеризует чиновников. Но Гоголь не дает возможности своим героям
оправиться от пережитого. Следом входит жандарм и сообщает Городничему,
что “приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует его
сей же час к себе”. Обстановка снова накалена до предела, а чиновникам
предстоит заново пережить все их страхи. Страх, как будто покинувший
город, вновь возвращается, но еще с большей силой.
Таким образом,
страх в комедии Гоголя является двигателем сюжета, именно он лежит в
основе комедии, создавая ситуацию заблуждения, или другими словами,
миражную интригу. Чувство страха мотивирует поступки героев, обладает
способностью то усиливаться, то ослабевать. Страх становится второй
натурой героев, их вторым “я” и уже управляет всем городом. Он делает
комедию более динамичной и придает остроты сатире Гоголя.