6 сентября 1522 года в устье Гвадалквивира в гавань Баррамеда вошел корабль. Весь внешний вид свидетельствовал о том, что много пришлось вынести и судну и его команде, пока он не достиг гавани. Внешний вид корабля ссоответсвовал его гордому имени - "Виктория".
Это был единственный корабль из эскадры состоявшей из пяти кораблей, которая три года тому назад покинула родные берега, чтобы под командованием "генерал-капитана" Фернана Магеллана совершить первое кругосветное путешествие .
Родных берегов достигли только 18 человек.. . Но среди усталых, изможденных моряков не было самого Магеллана. Он погиб на далеких Филиппинских островах в сражении с войском вождя Лапулапу. В настоящее время филиппинцы считают этого вождя своим национальным героем, первым борцом за независимость.
Так как адмирал погиб, то по воле короля капитану Хуану Себастиану доль-Кано был присвоен герб, где был изображен земной шар с гордой надписью "Ты первый объехал вокруг меня". По повелению монарха дель-Кано был признан первым кругосветным путешественником.
Но со временем монаршью волю стали все более подвергать сомнению. Голландский ученый Хендрик Виллем ван Лоон, а также известный писатель Стефан Цвейг назвали новое имя - Энрико. Это был верный раб адмирала, его переводчик. Он был вывезен из Малакки в Испанию, он на корабле своего хозяина пересек Атлантику, затем Тихий океан и таким образом попал снова на родину, где и остался.
"Это был изумительный, незабываемый случай - один из наиболее великих в истории человечества: впервые за то время, что Земля вращается во Вселенной, человек, обогнув всю планету, вновь вернулся на родину! Несущественно, что он был подчиненный, раб: величие - в его судьбе, а не в личности" - писал о нем восхищенный С. Цвейг.
Таким образом можно считать, что первым кругосветным путешественником является Энрико, которого Пигафетта - спутник Магеллана и его историограф называет именем Трантробан.
Но на такой подход есть свои возражения, и о них написал в своей книге "Навигация и метеорлогия со времен путешествия Магеллана" директор быро погоды на Филиппинах Хосе Альге. Он пишет о том, что еще в 1505-1513 годах, то есть, до своего кругосветного путешествия Магеллан успел побывать в Индии и на Малакке. Именно там он и купил Энрике-Трантробана. То есть Магеллан уже побывал в тех местах, где закончилось его путешествие.
Более того, есть хорошо аргументированное мнение, что Магеллан после участия в экспедиции д'Абреу к Молуккским островам проплыл еще не менее 2 тысяч километров от побережья Молукки. Он мог достичь Лусона-Папиа и вполне мог плавать вблизи Филиппинских островов и высаживаться на них. Таким образом, вплоне можно утверждать, что Магеллан и Энрике по праву могут считаться первыми кругосветными путешественниками.
Но победителем битвы или кампании считается всеже полководец, а не солдат, пальма первенства справедливо должна быть отдана Магеллану.