В мифах и сказках конь наделен чудодейственными силами, часто он не только помогает герою, но и замещает его. В этом слышен отголосок более древней эпохи, когда не герой на коне, а сам светлый конь – воплощение бога – сражался со змеем.
Пережитки древнейшего почитания коня ясно видны и в культе богини плодородия, матери-земли. Сначала ее чтили в образе кобылицы, затем два коня стали спутниками этой богини и, наконец, богиню стали представлять между двумя близнецами, сидящими на конях.
Один из близнецов пребывает в подземном царстве, другой на небе, один изображается на темном, другой – на светлом коне. Близнецы воплощают противоположные стихии, жизнь и смерть, над которыми властна мать – земля. Эту богиню и ее спутников под именем Тхишаны почитали древние индийцы, у греков она звалась Деметров, а ее спутниками были близнецы Кастор и Полидевк (Поллукс). Древние кельты поклонялись богине Эпоне – «хозяйке коней» в виде женщины между двумя конями или двумя всадниками. Иранцы изображали свою богиню сидящей на двуглавой лошадке.
Образ богини-матери с ее спутниками или их конями надолго пережил религию, которая его породила. Взгляните на современные русские полотенца или вологодские кружева – и вы увидите на них женщину, держащую под уздцы двух лошадок, на которых иногда сидят схематически изображенные всадники.
А чтобы уж не оставалось сомнения в том, что женщина – именно богиня плодородия – мастерица по тысячелетней традиции иногда рядом с женщиной или вместо нее вышьет елочку – древо жизни – символ плодородия, а над своей композицией поместит крест или ромб солнца. Вот какую долгую историю, оказывается, имеют образы народного творчества!