Цель урока:
повторение, закрепление и углубление знаний учащихся о растительном и животном мире лесов.
Задачи урока:
Образовательные: повторить, закрепить и углубить знания учащихся о раститрава, тугаи.
- Что общего у этих понятий? (Разновидности леса)
- На какие группы их можно разделить? (Хвойные и лиственные леса)
- Какие леса чаще всего встречаются на территории Казахстана? (Хвойные: на склонах Джунгарского и Заилийского Алатау, Боровое)
- Назовите недостающее понятие. (Смешанные леса)
- Покажите на карте природную зону лесов. Что можно сказать о цвете?
- Прокомментируйте кластер, составленный нами на прошлом уроке.
Растения животные птицы
Почва лес лесная подстилка
Температурные условия вода
Вывод: Лес- это:
• Природный комплекс;
• Природная фабрика кислорода на планете;
• Естественный фильтр, очищающий атмосферу - 1га леса очищает 2 кг воздуха.
3. Тема, цель урока.
- Сегодня мы поговорим о значении леса и необходимости его охраны.
4. РАБОТА по теме.
1) РАБОТА в группах.
- Пользуясь информацией учебника стр.93, составьте кластер «Использование лесных ресурсов»
2) Презентация работ.
ДОК ЦБК
Врач использование химик
Семья агроном
- Так в каких же отраслях хозяйства используются лесные ресурсы?
- На территории Казахстана нет ЦБК(Целлюлозно-бумажного комбината), т.к. в этом нет необходимости. Жители Казахстана используют в 2 раза меньше бумаги, чем москвичи. А вот ДОК (Деревоперерабатывающий комбинат).
Вывод: Лес- это щедрый дар природы человеку. Это зеленое море украшает землю, очищает воздух, приносит большую пользу человечеству.
3) Проблемный вопрос.
Стихотворение «Саша»
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Птицы царили в вершине лесной
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились -
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон убежал.
- О какой экологической проблеме идет речь?
- Разумно ли человек использует дары леса, какой вред наносят люди?
*Сбор растений и насекомых для коллекций
*Поджигают сухую траву
*Вырубают лес
*Берут сок
*Браконьерство
*Строительство
*Освоение целинных земель
*Промышленные предприятия приносят вред.
5. Просмотр видеоролика. (Загрязнение окружающей среды заводами и фабриками)
- Какой вред окружающей среде наносят фабрики и заводы?
6. Экологическая игра.
- Если промышленные предприятия приносят вред, не проще ли закрыть?
- А давайте посмотрим на эту проблему с разных точек зрения. Я предлагаю вам экологическую игру, тема которой звучит так:
Стоит ли закрывать ЦБК?
-Представьте, что он находится около нашего города.
- Для того, чтобы обсудить эту проблему, нам надо разделиться на 3 группы. В группах:
А и Б, вы распределите роли между собой и подготовите ответ на данный вопрос со своей позиции. Ребята группы В - поработают над статьей в учебнике стр. 93-94.
А Б В
Аким города
Директор ЦБК
Рабочий ЦБК
Жена рабочего
Сын рабочего Эколог
Врач
Мама, часто болеющего мальчика
Житель города Обсуждение статьи учебника «Как государство решает вопрос охраны лесов?»
- Обратите внимание на наши «весы». Они помогут нам «взвесить» все «за» и «против» при обсуждении нашей экологической проблемы. Посмотрим, какая чаша весов перевесит, и на основании этого сделаем вывод.
7. Презентация выступлений групп.
Приведу примерные ответы уч-ся в группах.
Группа А
1. Аким города.
• Нашему комбинату уже 40 лет. За это время он прошел путь от небольшого завода до гигантского промышленного комплекса.
• Мы снабжаем своей продукцией десятки предприятий Казахстана.
• Каждый школьник использует нашу продукцию.
2. Директор ЦБК.
• ЦБК регулярно платит налоги, ДЕНЬГИ поступают в городскую и областную казну.
3. Рабочий ЦБК.
• Мне очень нравится работать на данном предприятии: у меня хорошая зарплата, рабочим выделяют бесплатные путевки в санатории, а моему ребенку в лагерь.
4. Жена рабочего.
• Я домохозяйка. Мы можем приобрести учебники и любую продукцию ЦБК со скидкой.
5. Сын рабочего.
• У моего папы хорошая зарплата, поэтому я ни в чем не нуждаюсь. Мне дают ДЕНЬГИ на карманные расходы, и папа скоро купит путевку в Египет. На «весы»
+
+
+
+
+
Группа Б
1. Эколог.
Меня, как эколога беспокоит загрязнение окружающей среды:
• Предприятие использует много воды из реки Тобол, а возвращает ее загрязненной.
• Выпадают вредные осадки.
• Многие овощи и фрукты на дачах заражены.
• Вырубка леса ведет высыханию озер и рек.
2. Врач.
Меня, как врача волнует здоровье людей.
• Река загрязняется, а в ней летом купаются наши дети. Отсюда различные кожные , желудочно-кишечные заболевания, аллергия.
• Питьевую воду необходимо кипятить перед употреблением.
3. Мама, часто болеющего мальчика.
• Мой мальчик-школьник. Как летом, так и зимой он часто болеет, отстает по программе.
• Мне приходится брать больничный по уходу за ребенком. Мы тратим много денег на лекарства, а на работе мне грозят увольнением.
4. Житель города.
• Я не могу открыть форточку в квартире, т.к. дым из труб предприятия валит прямо мне в окна. На «весы»