В образе
героя нам открывается то скрытое на первый взгляд , что было впитано Соколовым
словно из воздуха народной жизни: «На то
ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть , все снести , если к
этому нужда позвала». В этих гордых и
мужественных словах основное «зерно»
характера Соколова. Андрей Соколов бежал из плена - его поймали
били , «голого всего в крови и
привезли в лагерь…». Крутой
поворот в жизни Андрея Соколова, когда
«смерть мимо… прошла только холодом от
нее потянуло» совпал по времени с одним
из решающих испытаний в жизни народа -
битвой за Сталинград. Сцена с комендантом лагеря строится Шолоховым как
моральный поединок . «Лагерфюрер» Мюллер решил в последний предсмертный час унизить посмевшего сказать
«вольное» слово русского солдата. «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу
немецкого оружия», - предлагает он. И
тут вступает в действие тот моральный фактор, который нередко решает судьбы
людей . В ослабевшем и
беззащитном приготовившемся к смерти человеке заговорили патриотическое
чувство и гордость. Выдержка и стойкость
спасают Соколова. Пусть это был самый примитивный способ поразить, но он как нельзя лучше соответствовал тому,
чтобы показать свою несломленность. Андрей Соколов отказывается закусить после
выпитых стаканов водки , тем самым
утверждая свою независимость . Вновь раскрывается душа Андрея Соколова ,
когда он встречается с маленьким мальчиком-сиротой. Личная трагедия
преодолевается любовью. Андрей Соколов возвращается к жизни , обретает себя в
заботе о ребенке. Мальчик – сирота
подобранный Соколовым не просто
заменяет ему сына он становится его
сыном единственным смыслом искалеченной
жизни. Всей логикой рассказа Ш. доказал
что его герой не сломлен и не может быть сломлен жизнью. Жизнь
Андрея Соколова становится символом несгибаемой силы, мощи, нравственной
чистоты и бескомпромиссного русского человека вообще. Герой Ш. знает свое место в жизни и строит ее своими
руками. Нравственная сила главного героя и высочайшее мастерство художника сумевшего в небольшом рассказе с потрясающей
силой обрисовать трагическую историю
жизни обычного человека покорили весь
мир. Новизна рассказа Ш. состояла еще и
в возвращении к «простому человеку»
а также в возвращении к «простым»
и вечным общечеловеческим ценностям. В годы «оттепели» общечеловеческий духовные ценности
осваивались как бы заново и возвращение
к первоосновам стало не только озарением одного художника оно стало знамением времени.