ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА музыка христ. церкви. Вплоть до 17 в. церковь оставалась
гл. центром муз. профессионализма; в рамках церк. культуры были созданы
высокие художеств, ценности, складывались мн. муз. жанры, развивались теория
музыки, нотация, педагогика. Для европ. культуры важен процесс взаимодействия
церк. и светского иск-ва. Раннехрист. Ц. м. формировалась в тесной связи с
традициями ряда культур Средиземноморья (иудейской,
египетско-сиро-палестинской, позднеантичной). К синагогальному и храмовому
богослужению восходит антифонная и респонсориальная псалмодия. Влияние
антич. гимнотворчества ощутимо в гимнах. Складывалась и традиция чтения
нараспев отрывков из Библии (литургич. речитатив). Важную роль в становлении
осн. форм христ. богослужения сыграли т. н. агапы, или вечери любви, на к-рые
собирались в память о Тайной вечере. Из них развились позднейшие формы
литургии, всенощная. Постепенно сформировалась целостная система церк.
богослужения с его суточным (гл. служба — обедня), недельным (с центр,
воскресным богослужением), годовым (с неподвижными и подвижными праздниками)
циклами, или “кругами”. Раннехрист. пение было одноголосным. Со временем
участие женщин в обществ, богослужебном пении было запрещено;
вплоть до кон. 1-го тыс. не допускалось и использование муз. инструментов.