Биологический прогресс:увеличение количества особей,расширение ореала,увеличение количества подчиненных систематических единиц (например, внутри класса увеличивается количество отрядов).Причина: хорошая приспособленность вида к условиям окружающей среды.
Пример: крысы, тараканы, кошки.
Биологический регресс:уменьшение количества особей,сужение ареала,уменьшение количества подчиненных сис-единиц.Причина: окружающая среда меняется быстрее, чем вид успевает к ней приспосабливаться.
Примеры: киты, слоны, гепарды.
Ароморфоз:крупное изменение (в тестах выбираем изменение самой крупной систематической единицы; например, между "что-то у лягушек", "что-то у млекопитающих" и "что-то у растений" выбираем последнее, потому что растения – это самая крупная сис-единица из трех представленных)изменение, полезное в различных условияхприводит к возникновению крупных сис-единиц (типов, классов)Например: появление цветка у растений, появление шерсти у млекопитающих, появление пятипалой конечности у позвоночных.Идиоадаптация:небольшое изменение (в тестах выбираем изменение самой мальенькой сис-единицы)полезное только в одних определенных условияхприводит к появлению небольших сис-единиц (видов, родов)Например: приспособление цветка к опылению муравьями, расчленяющая окраска шерсти у зебры, появление ластообразной конечности у китов.Дегенерация: исчезновение органа или системы органов, не нужных в новых условиях. Происходит при переходе к сидячему, подземному/пещерному и паразитическому образу жизни.
Например: у аскариды хуже, чем у свободноживущих нематод, развиты нервная система и органы чувств.