Проблема свободы и ответственности человека
Понятие “свобода” известно давно — еще до нового летоисчисления. В Европе-
оно приобрело свой философский статус в поучениях Сократа, в работах Платона
и Аристотеля, Демокрита и Эпикура. О свободе размышляли стоики (Марк
Аврелий, Сенека) и другие мыслители древности.
Постепенно складывался ряд проблем вокруг этого удивительного феномена
человеческого существования. В трактовке свободы обозначились исторический,
философский, социальный (в том числе политический и экономический) аспекты,
духовное (идеологическое, нравственное) содержание. Свобода человека
оказалась теснейшим образом связанной с развитием производительных сил и
социально-классовой структурой общества; с типом и формами государственного
устройства (демократия, авторитарный режим, тоталитаризм); с эволюцией
взаимоотношений человека с природой; со становлением и развитием самой
человеческой личности.
Проблема свободы человека в наши дни находится в центре политической и духовной
жизни, степень ее достижения — главный критерий цивилизованности и
демократичности современного общества, его общекультурного развития. “Таким
образом, основной вопрос времени сводится, по-видимому, к тому,
возможен ли еще независимый человек, сам определяющий свою судьбу? Под вопрос
вообще поставлено, может пи человек быть свободным...” Ясперс Карл.
Смысл и назначение истории. М., 1991, с. 417). Один из крупнейших
философов-экзистенциалистов XX в. К. Ясперс (ФРГ) полагал, что
существование есть самоутверждение свободной личности, но “может возникнуть
мысль, что вся история человека — лишь тщетная попытка быть свободным”
(там же. с. 418). В таком случае история оказалась бы не более сущим, но
терпящим крушение мгновением между природным и техническим существованием
человека.
Философская интерпретация свободы включает различные (подчас противоположные
по своему содержанию) подходы, неоднозначные толкования и оценки.
Центральным пунктом здесь выступает соотношение свободы и необходимости.
Термин “свобода” в его социальном значении получил широчайшее
распространение в общественной жизни, политике и политологии, в
юриспруденции, конституциях и других законных актах, в искусстве,
публицистике и художественной литературе. Это “сладкое слово свобода” —
непременный атрибут в риторике государственных деятелей, молодежной
субкультуре. “Абсолютную Свободу воспевают и проклинают, перед нею
преклоняются и ее же считают причиной многих бед современного общества.