Конфуцианство — китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию
(551—479 до н. э.). В Китае это учение известно под названием «Школа
ученых»; таким образом традиция никогда не возводила данное
этико-политическое учение к деятельности одного единственного мыслителя.
Выделение конфуцианства в качестве отдельного учения непосредственно
связывается с именем одного философа, который за пределами Китая
известен под именем Конфуций.
Краткая история конфуцианства
История конфуцианства неотделима от истории Китая. На протяжении
тысячелетий это учение было системообразующим для китайской системы
управления государством и обществом и в своей поздней модификации,
известной под названием «неоконфуцианства», окончательно сформировало
то, что принято именовать традиционной культурой Китая. До
соприкосновения с западными державами и западной цивилизацией Китай был
страной, где господствовала конфуцианская идеология.
Конфуцианство фактически представляет собой совокупность учений и
доктрин, которые изначально стали развитием древних мифологем и
идеологем. Древнее конфуцианство стало воплощением и завершением всего
духовного опыта предшествующей национальной цивилизации
Тем не менее, выделение конфуцианства в качестве самостоятельной
идеологической системы и соответствующей школы связывается с
деятельностью конкретного человека, который за пределами Китая известен
под именем Конфуций.
После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи
образовали множество направлений, в III в. до н. э. их было, вероятно,
около десяти. Его духовными наследниками считаются два мыслителя:
Мэн-цзы и Сюнь-цзы ??, авторы трактатов «Мэн-цзы» и «Сюнь-цзы».
Конфуцианству, превратившемуся в авторитетную политическую и идейную
силу, пришлось выдержать жестокую конкурентную борьбу с другими
авторитетными политико-философскими школами Древнего Китая: моизмом и
легизмом. Учение последней стало официальной идеологией первой китайской
империи Цинь (221—209 гг. до н. э.). Император-объединитель Цинь
Шихуанди (правил в 246—210 гг. до н. э.) в 213 г. до н. э. развернул
жестокие репрессии против конфуцианцев. Значительная часть
учёных-конфуцианцев была отстранена от политической и интеллектуальной
деятельности, а 460 оппозиционеров были закопаны живьём, были уничтожены
тексты конфуцианских книг. Те, что дошли до наших дней, были
восстановлены по устной передаче уже во II в. до н. э. Этот период в
развитии конфуцианства именуется ранним конфуцианством.
Выдержав жестокую конкурентную борьбу, конфуцианство при новой династии
— Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) во II—I вв. до н. э. стало
официальной идеологией империи. В этот период произошли качественные
изменения в развитии конфуцианства: учение разделилось на ортодоксальное
(«Школа канона древних знаков») и неортодоксальное («Школа канона
современных знаков»). Представители первого утверждали незыблемость
авторитета Конфуция и его учеников, абсолютную значимость их идей и
непреложность заветов, отрицали любые попытки ревизии наследия Учителя.
Представители второго направления, возглавляемые «Конфуцием эпохи Хань» —
Дун Чжуншу (179—104 гг. до н. э.), настаивали на творческом подходе к
древним учениям. Дун Чжуншу удалось, используя учения конкурирующих
интеллектуальных школ, создать целостную доктрину, охватывающую все
проявления природы и общества, и обосновать с её помощью теорию
общественно-государственного устройства, которая была заложена Конфуцием
и Мэн-цзы. Учение Дун Чжуншу в западном китаеведении именуется
классическим конфуцианством. Учение Конфуция в его интерпретации
превратилось во всеобъемлющую мировоззренческую систему, поэтому стало
официальной идеологией централизованного государства.
В период Хань конфуцианство определило всю современную
политико-культурную ситуацию в Китае. В 125 г. до н. э. была учреждена
Государственная академия, объединившая функции центрального
гуманитарного теоретического центра и учебного заведения. Так появилась
знаменитая система экзаменов кэцзюй, по результатам которой
присваивалась тогда степень «придворного эрудита». Однако теория
государства тогда гораздо больше опиралась на даосские и легистские
идеи.
Окончательно конфуцианство стало официальной идеологией империи гораздо
позднее, при императоре Мин-ди (правил в 58 — 78 гг.). Это повлекло за
собой складывание конфуцианского канона: унификацию древних текстов,
составление списка канонических книг, которые использовались в системе
экзаменов, и создание культа Конфуция с оформлением соответствующих
церемоний. Первый храм Конфуция был воздвигнут в VI в., а наиболее
почитаемый был сооружён в 1017 г. на месте рождения Учителя. Он включает
в себя копию семейного дома Кунов, знаменитый холм и культовый
ансамбль. Канонический образ Конфуция — густобородого старца, — сложился
ещё позднее.