Подтверждение своей позиции я нахожу в творческом наследии наших
писателей. Попытки ускорить прогресс иногда оборачиваются непомерно высокой
ценой. Так, например,
Евгений Замятин говорил: «Сам по
себе технический прогресс в отрыве от нравственного, духовного развития не
только не способствует улучшению человеческой породы, но грозит вытеснить
человеческое в человеке». Его роман «Мы», написанный в 1920 году, можно назвать романом-предупреждением, предвидением.
Уже в эти годы человек задумался о том, что же такое технический прогресс,
какое влияние он может оказать на жизнь людей? Чего от него больше – пользы или
вреда? Писатель показывает технически совершенное Единое Государство, в
котором удовлетворены все потребности людей, каждый из которых имеет не имя, а
букву и номер. Во главе этого Государства стоит Благодетель, давший этим
нумерам всеобщее математически безошибочное счастье. Мечта о технократическом
идеальном государстве, связанном с машинами, управляемом техниками, возникла
давно. Замятин довел до конца идею человека-машины, но показал, что люди не
стали в итоге жить лучше. Научно-технический прогресс формирует особый
тип человека. «Всё внимание
общества, - как утверждал американский социолог Фромм, – сосредоточено на массовом производстве
товаров и услуг, и наиболее ценятся именно те качества людей, которые
способствуют решению задачи – иметь – экономность, расчетливость, деловитость,
рационализм». Однако достаточно ли этого? В Библии сказано: «Какая польза человеку, если он приобретет
весь мир, а душе своей повредит или погубит себя?» Об этом же поэт
Евгений Евтушенко утверждал:
Еще не всё технический прогресс,
Ты не забудь великого завета – Светить всегда!
Не будет в душах света –
Нам не поможет никакая ГЭС.