Рассказ «Гамбринус», созданный Александром Куприным в исторический отрезок времени между
двумя российскими революциями, стал ярким отражением неразрывной связи судьбы
простого народа с его культурой.Перед читателем
разворачивается драма жизни посетителей пивного кабачка Гамбринус на
Дерибасовской в Одессе. Яркие и самобытные образы героев, центральной
фигурой которых
является талантливый музыкальный самородок Сашка-скрипач, наполняют
неподражаемым шармом атмосферу того времени. Контрастно выглядит искристая и
вдохновенная игра музыканта на фоне грозных и трагических событий, вздыбивших
Россию и исковеркавших жизнь многих ее граждан.Идея
сюжета произведения
затрагивает вечную тему бессмертия и торжества искусства над проявлением
жестокости, подлости и безнравственности. В философской мысли гениального
французского ученого Б. Паскаля дано определение человеку: человек - тростник,
но тростник мыслящий. Это было подхвачено Куприным и перенесено в область литературы.
Слова героя о том, что человека можно изувечить, а настоящее искусство все
выдержит и победит, являются здесь своеобразной транскрипцией и звучат как
апофеоз стойкости и мужества.
В рассказе «Гамбринус» чуть
более двадцати страниц. Но каждое слово произведения, пронизанное особой магией
и энергией литературного мастерства автора, будоражит читателя, держит его в
напряжении, не оставляя равнодушным к драматическим событиям, развернувшимся в
Российской империи того периода. Волна еврейских погромов в считанные дни
сорвала жизнерадостную атмосферу доброжелательных отношений между людьми,
погружая веселые улицы южного приморского города в ядовитый мрак ксенофобии.
Чуть ли не с публицистической
точностью Александр
Куприн описывает акты вандализма черносотенцев:«Они вламывались в частные квартиры, шарили в
кроватях и в комодах, требовали водки, денег и гимна, и наполняли воздух пьяной
отрыжкой». Уже только в одной такой строчке кроется талант
журналиста.Гражданская позиция
писателя легко угадывается по одной из ключевых сцен, когда одесский каменщик в
разгар погрома безжалостно убивает любимую собаку Сашки-скрипача. В этом
эпизоде с контрастной выразительностью неореализма Куприн показывает всю ярость тупого и
бессмысленного гнева народа. Обманутый и используемый различными властными и
революционными партиями в своих политических целях этот народ сам становится
жертвой грядущих трагических событий. Свою боль и возмущение автор еще не раз
выразит в таких произведениях, как «Бред» и «Обида».Сочный и эмоциональный
стиль, в котором выдержан «Гамбринус» делает этот рассказ образцомлитературной экспрессии,
а все предметы и события, описанные Куприным, имеют форму законченности и
образуют внутреннюю логическую связь между собой.В свое время Лев Толстой дал замечательную оценку литературному
творчеству Куприна. Язык «Гамбринуса» писатель назвал прекрасным, отметив его
яркий тон, а М. Горький планировал присвоить автору этого рассказа почетное
звание певца революции. Но Куприн после октябрьских событий в России
эмигрировал за границу и уже больше никогда не возвращался к революционной
тематике в своих
произведениях.
Выбери что подходит)