Важнейшее место
в культуре Киевской Руси занимала
литература. Создание славянской азбуки
связывается с именами византийских
миссионеров Константина (Кирилла)
(827-869) и его брата Мефодия (815-885) Это
событие связано с принятием христианства.
Христианство
способствовало распространению начал
письменности и грамотности. После
церковной реформы Владимира Великого,
возникла потребность в обучении и
воспитании образованных людей .Они
нужны были не только для внедрения
нового христианского культа, но и для
функционирования органов государственного
управления, развития торговли, заключения
договоров, делопроизводства, написания
княжих грамот, налогообложения населения
и т.д.
Школьное образование в княжение
Владимира Великого и Ярослава Мудрого
становится частью общегосударственной
и церковной политики Киевской Руси
Образовались три типа школ:»дворцовая
школа» повышенного типа (государственное
учебное заведение, содержалось за счет
князя); «школа \"книжного учения\"»
(для подготовки священников) и «светская
(частная) школа» домашнего обучения,
преимущественно для купеческого и
ремесленного населения.
В школах изучали
основы письма, чтения, арифметику, пение,
музыку Высшее образование определяли
богословско-философские дисциплины:
богословие, философия, риторика,
грамматика, пение.
Развитие
письменности на родном языке привело
к тому, что русская церковь с самого
начала не была монополистом в сфере
грамотности и образования. О распространении
грамотности среди демократических
слоев городского населения свидетельствуют
берестяные грамоты. Это письма, памятные
записки, владельческие записи, учебные
упражнения и т.д. Письмо, таким образом,
использовалось не только в создании
книг, государственных и юридических
актов, но и в быту.