Идейно-художественный анализ произведения
План:
1. Время написания произведения (дать характеристику этого времени:
какие события происходили в стране / мире, взгляд на них общественных
деятелей, писателей, других людей искусства). История создания данного
произведения (если известна).
2. Жанр произведения.
3. Сюжетно-композиционные особенности (про что это произведение,
кратко изложить основные события в нем, отметить завязку, кульминацию,
развязку. Проанализировать эпилог и эпиграф, если есть).
4. Тема / темы произведения (какие темы затрагивает автор в данном произведении, найти подтверждение в тексте).
5. Проблемы, поднятые в данном произведении (какие проблемы
затрагивает автор? почему они волнуют его? почему важно разрешение этих
проблем? как эти проблемы решаются в данном произведении? ).
6. Характеристика героев произведения (их имена, профессия,
работа, взгляды на жизнь, взаимоотношения с другими людьми, мир их
чувств и переживаний. Как герои помогают решать проблемы, поставленные в
произведении? )
7. Идея и пафос произведения (что автор хотел сказать читателю в
данном произведении? с какими чувствами, с каким настроем он это
делает?).
8. Язык произведения, его стиль и поэтика (отметить особенности
языка данного произведения: устарешие/заимствованные/жаргонные слова,
для чего их употребляет автор; помогает ли речь героев раскрыть их
характер, передать их особенности; используются ли в авторской речи
средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения и
т.д.), для чего это делается и др.).