Лексическая тема: «Транспорт» Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи: - уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»; - развитие грамматического строя речи (образование форм творительного падежа имен существительных, образование относительных прилагательных); - развитие слухового восприятия; - развитие графических умений и навыков. Оборудование: презентация (скачать), компьютерная программа «Игры для Тигры». Ход занятия 1. Организационный момент. - Ребята, отгадайте загадки. Что за чудо – длинный дом! Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином. (Автобус) Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полет, Человек им управляет. Что такое? (Самолет) Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились, И помчались в путь далек, Лишь оставили дымок. (Поезд) Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землей. (Метро) 2. Сообщение темы занятия. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? Правильно, о транспорте. 3. Уточнение и расширение словаря по теме: «Транспорт». - Ребята, посмотрите на экран (слайд №2). А как вы думаете, что обозначают символы в маленьких кружочках? Верно, транспорт бывает наземным, подземным, водным и воздушным. - А какой транспорт мы называем воздушным? Наземным? Подземным? Водным? - Посмотрите внимательно на картинку и назовите воздушный транспорт, наземный, подземный, воздушный. 4. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. - Ребята, еще раз внимательно посмотрите на картинку, постарайтесь запомнить то, что на ней изображено. Теперь закройте глаза (смена слайда на слайд №3). - Угадайте, чего не стало? 5. Развитие слухового восприятия, памяти, внимания. - Ребята, сейчас мы с вами отправимся в город и послушаем какой транспорт ездит по улицам нашего города. Приготовьте свои ушки. Проводится игра «Город» из компьютерной программы «Развитие речи. Учимся правильно говорить». Дети угадывают транспорт по издаваемым им звукам на слух. 6. Развитие грамматического строя речи. - Ребята, мы с вами прошлись по улицам города и увидели разнообразный транспорт. Давайте вспомним, а кто управляет транспортом (слайд №4). Составьте предложения по образцу: «Паровозом управляет машинист» и т.д. - Ребята, расскажите куда прибывает (приезжает) транспорт? Исправьте ошибки (слайд №4). Дети с помощью мыши передвигают картинки с изображением транспорта над соответствующей картинкой места прибытия: самолет прибывает в аэропорт и т.п. 7. Образование относительных прилагательных. - Ребята, посмотрите на экран. Как вы думаете от какого транспорта все эти части? Упражнение «Из чего — какой» (слайд №5). Дверца из металла (какая?) — металлическая. Руль из пластмассы (какой?) — …. Сиденье, обшитое кожей (какое?)— …. Колесо из резины (какое?) — …. 8. Развитие мышления, внимания, уточнение словаря по изучаемой теме. - Ребята, посмотрите внимательно и назовите лишнюю картинку. Объясните свой выбор (слайд №6). 9. Физкультминутка (слайд №7). - Встаньте со своих мест, мы немного разомнемся. Самолёты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками) Самолёты полетели, ( руки в стороны, поочередно наклоны в стороны) На поляну тихо сели , (присесть, руки к коленям ) Да и снова полетели. (руки в стороны с наклонами в стороны) 10. Составление предложений по опорным картинкам. - Ребята, мы с вами побывали в городе, увидели разный транспорт. Составьте, пожалуйста, предложения по опорным картинкам (слайд №8). Логопед раздает детям конверты со схемами предложений. Ребята выкладывают схемы предложений у себя на столах. 11. Графический диктант. Дети выполняют графический диктант. В конце демонстрируется слайд №11. 12. Итог занятия.
к примеру.