В рассказе
Лидия Михайловна
отнеслась к мальчику с пониманием и сочувствием, оценила его целеустремленность. Она
рассмотрела в своем ученике замечательные способности к обучению и готова
любыми способами помочь им развиваться. Лидия Михайловна наделена
необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала,
лишившись работы.
Основные темы произведения:
взаимоотношения учителя и ученика, изображение жизни, освещенной духовным и
нравственным смыслом, становление героя, приобретение им духовного опыта в
общении с Лидией Михайловной. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной
стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.
Идея рассказа заключается в
словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на
мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты,
чистоты, благородства».
Через много лет Распутин вновь
обратится к событиям давно минувших лет. «Сейчас, когда довольно большая часть
моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я
ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне
есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг — моя бывшая
учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю
именно о ней, как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня
во время учебы в школе. И даже спустя годы, когда мы встретились с ней, она
проявила ко мне жест внимания, прислав яблоки и макароны, как раньше. И кем бы
я ни был, что бы от меня ни зависело, она всегда будет относиться ко мне лишь
как к ученику, потому что я для нее был, есть и всегда буду оставаться
учеником. Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школу,
а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чем не вини себя!». Этим она
преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек.
Ведь недаром говорят: школьный учитель — учитель жизни».