Для японского типа модернизации характерна высокая степень участия государства в этом процессе. С начала эпохи Мэйдзи и до окончания Второй мировой войны оно являлось крупным собственником и предпринимателем; одновременно под его контролем находились важнейшие области хозяйственной жизни, в том числе и те, в которых государство не имело собственности и не занималось предпринимательством.
По окончании Второй мировой войны Япония вступила в новый этап догоняющего развития, который завершился к концу 1980-х гг. В этот период сложилась иная модель участия государства в процессе экономической модернизации, что проявилось в сокращении госсобственности: к концу 1980-х гг. доля государственной собственности в национальном богатстве страны снизилась до 11%.
Для успеха модернизации важным фактором явилось создание предпринимательской структуры и типа корпоративного управления, в котором сочетались традиционные и западные элементы. Японская система управления развивалась преимущественно на собственной основе и в конкретно-исторических условиях страны. Заимствования касались отдельных методик и приемов управления, адаптации зарубежного технического опыта. Сама же философия бизнеса, организационные принципы построения крупных компаний оставались по сути прежними, сложившимися ранее на национальной почве.
Весомые результаты были достигнуты благодаря использованию селективной стратегии экономического развития. Основные усилия японские фирмы направили на то, чтобы обеспечить себе доминирование в сфере массового спроса, а их важнейшим технологическим приоритетом стали микроэлектронные технологии. На базе этих технологий японцы перестроили производственный аппарат промышленности, транспорт, связь, управление, здравоохранение, образование, быт и др.
Авторы статьи отмечают, что Япония в 1980-х гг. в условиях глобализации и внедрения информационных технологий, особенно остро ощутила, что ее традиционная система образования оказалась устаревшей. Уже в конце 1990-х гг. было определено основное направление, по которому проводится реорганизация этой важнейшей сферы: «от централизации к децентрализации», «от унификации к разнообразию», «от жесткости к гибкости». В соответствии с этим разработаны три основных принципа реформы образования: 1) опора на воспитание индивидуализма, 2) усиление внимания к непрерывному образованию или образованию на протяжении всей жизни, 3) учет глобальных перемен.
В отношении политических компонентов модернизационного процесса в статье говорится о том, что после прихода в 2009 г. к власти администрации Демократической партии Японии (ДПЯ) на повестку дня был поставлен вопрос в внедрении в политическую систему Вестминстерской модели, в которой в центре принятия решений стоит кабинет министров. Поскольку эта модель противоречит устоявшимся в Японии традициям консенсуальной демократии, ее внедрение сопряжено со значительными трудностями и потребует значительного времени.
Для позиционирования страны в мире, для успешного функционирования в нем большое значение имеет формирование ее образа, который тоже модернизируется. Авторы полагают, что японцам одним из первых опытно-теоретическим путем удалось определить, что основой эффективного моделирования образа страны является его непрерывная «консервативная модернизация» - регулярное обновление ограниченного числа давно существующих, проверенных стереотипов с целью их внешнего соответствия требованиям времени без попытки нарушения исторических связей в сознании реципиентов.