Справедливость - понятие о должном, содержащее в себе требование
соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и
обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания,
преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев,
групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в
экономической науке - требование равенства граждан в распределении
ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими
сущностями оценивается как несправедливость.
Является одной из основных категорий этики.
Справедливость
является важнейшей категорией социально-философской мысли, морального,
правового и политического сознания. Многократно обращались к проблеме
справедливости такие мыслители, как Г. Спенсер, Дж. Локк. В философии
Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как
внутренний принцип существования природы, как физический, космический
порядок, отразившийся в социальном порядке.
Начиная с Аристотеля принято выделять два вида справедливости:
Уравнительная
— относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов
("равным - за равное"). Она относится не непосредственно к людям, а к их
действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты,
ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной
справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.
Распределительная
- требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или
иному критерию ("равное - равным, неравное - неравным", "каждому своё").
Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей
мере трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в
рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий,
является "начальником".
Уравнительная справедливость является
специфическим принципом частного права, тогда как распределительная -
принципом публичного права, являющегося совокупностью правил государства
как организации.
Требования уравнительной и распределительной
справедливости являются формальными, не определяя, кого следует считать
равным или отличающимся, и не указывая на то, какие правила к кому
применять. Различные ответы на эти вопросы дают различные концепции
справедливости, которые дополняют формальное понятие справедливости
содержательными требованиями и ценностями.
Известный американский
политический философ Джон Ролз в своей основополагающей работе "Теория
справедливости" формулирует два основных принципа справедливости:
1)
каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее широкого
спектра основных свобод, совместимого с подобными свободами для других.
2) социальные и экономические различия должны быть устроены так, чтобы:
(а)
наибольшие преимущества от них получали бы наименее привилегированные
члены общества в соответствии с приципом ответственности перед будущими
поколениями (just savings principle) и принципом справедливого
неравенства (the difference principle)
(б) доступ к рабочим местам и государственным должностям должен быть открыт для всех на основе равенства возможностей.
Социальная
справедливость - один из распространённых общественных идеалов. Его
конкретное содержание, а также название менялось на протяжении истории.
Является одной из основных категорий левой идеологии. Согласно некоторым
современным представлениям, реализация принципа на практике включает:
равенство всех граждан перед законом
обеспечение гарантий жизнедеятельности человека
высокий уровень социальной защищённости.
В частности, осуществление принципа социальной справедливости должно включать в себя:
обеспечение работой каждого трудоспособного
достойную зарплату
социальное обеспечение инвалидов и детей-сирот
свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре, спорту и т. д.