Народный характере в романе Твардовского "Василий Теркин"

0 голосов
103 просмотров

Народный характере в романе Твардовского "Василий Теркин"


Литература (16 баллов) | 103 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Русский солдат в поэме Твардовского "Василий Теркин"Поэма Александра Твардовского "Василий Теркин" с газетного листа шагнула в ряд бессмертных произведений русской литературы. Как и всякое великое произведение, поэма Твардовского дает правдивую картину эпохи, картину жизни своего народа.В образе Василия Теркина поэт сумел выразить главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты. "Книга про бойца" — это произведение "без особого сюжета", "без начала, без конца", так как на войне, когда в любую минуту можно погибнуть, "кто доскажет, кто дослышит — угадать вперед нельзя..." Сознавая свою большую ответственность очевидца, Твардовский размышляет о своем герое и говорит: 

В чем-то я его богаче, — 
Я ступал в тот след горячий, 
Я там был. Я жил тогда...
Вот перед нами первая глава "От автора". Здесь Твардовский определил пафос поэмы: изображение правды, какой бы она ни была. 

... А всего иного пуще 
Не прожить наверняка — 
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей, 
Да была б она погуще, 
Как бы ни была горька.
События поэмы происходят на фронте, то есть на той полосе земли, где непосредственно готовились и шли сражения. Сюжет "Теркина" дает ответ на всенародный вопрос: как победить, что для этого нужно? Есть в поэме и героизм, и человечность, и та "скрытая теплота патриотизма", которая была у Льва Толстого при описании другой Отечественной войны — 1812 года. Эта параллель не случайна. Ведь эпический герой Твардовского — русский солдат, наследник своих героических предков: 

Тем путем идем суровым, 
Что и двести лет назад. 
Проходил с ружьем кремневым 
Русский труженик—солдат.
Путь русского труженика-солдата, советского солдата печальных дней отступления, возникает в главе "Перед боем": 

Вслед за властью за советской, 
Вслед за фронтом шел наш брат...
Но в этой горькой картине больше оптимизма и веры в конечную победу, чем в иных бравурных маршах. В знаменитой главе "Переправа" трагическое переходит в героическое: 

Бой идет — святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Обычное, "мирное" слово "переправа" приобретает трагическое звучание: 

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда...
Кому память, кому слава,
Кому темная вода, —
Ни приметы, ни следа...
Динамичные, скупые, точные в описании событий строки поэмы потрясают читателя. Твардовский разворачивает картину трагической гибели русских солдат. Глубокая скорбь звучит в этих строчках: 

И увиделось впервые, 
Не забудется оно:
Люди теплые, живые 
Шли на дно, на дно, на дно...
В центре поэмы — народный характер, обобщенный в образе Василия Теркина. Это не просто балагур и весельчак, каким он кажется с первого взгляда. В главе "На привале", где он впервые рассказывает о себе — молодом бойце, мы узнаем, что ему уже порядком досталось от войны. Он был трижды в окружении: "Был рассеян я частично, А частично истреблен... Но, однако, жив вояка".И вот приходит к солдатам Теркин со своей "политбеседой", короткой и простой: 

Я одну политбеседу повторял: — не унывай,
Не зарвемся, так прорвемся.
Будем живы — не помрем.
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали — все вернем.
Тяжела война, страшны потери, но самый большой урон — это уныние, отчаяние, безверие. Солдату нужно крепиться. Вот и вся теркинская "пропаганда" , но сколько в ней спрессовано народной мудрости и уверенности в том, что зло не может быть бесконечным и безнаказанным.Теркин встает перед всеми как бывалый солдат, для которого жизнь — это оставшийся от отца дом, милый, обжитой и находящийся в опасности. Он — работник, хозяин и защитник этого дома. В Теркине чувствуется большая душевная сила, стойкость, умение подниматься после каждого удара. Вот он шуткой смягчает рассказ о трех "сабантуях"; вот он ест "со смаком" солдатскую пищу; вот невозмутимо укладывается на сырой земле под дождем, укрывшись "одной шинелькой".Мечта Теркина о награде ("Я согласен на медаль") — это не тщеславное желание прославиться или выделиться. На самом деле это желание увидеть родные края и родных людей свободными. В главе "О горе", когда Теркин с любовью, с "дрожью сердечной" вспомнил смоленскую родную землю, глотнул ее воздух, услышал ее голос, восклицает от всей души: 

Мне не надо, братцы, ордена, 
Мне слава не нужна, 
А нужна, больна мне Родина,
Родная сторона!
Не раз смерть встает в "книге про бойца" в самых различных обстоятельствах и обличиях. О ней сказано без смягчений, в прямых словах и точных подробностях: 

Ждут, молчат, глядят ребята, 
Зубы сжав, чтоб дрожь унять... 
Ты лежишь ничком, парнишка 
Двадцати неполных лет. 
Вот сейчас тебе и крышка. 
Вот тебя уже и нет.
Смерть тушит все краски жизни, она подло обкрадывает человека. Инстинктивному страху смерти нужно уметь по-человечески противостоять, если не можешь ее одолеть. 


(143 баллов)