музыка, звучащая во время церковного (христианского) богослужения. Разновидность религиозной(духовной) музыки, с древнейших времён известной у всех народов мира; последняя включает ипроизведения, исполняемые вне церкви — в быту, в концертах. Эмоциональное воздействие музыкальногоискусства использовалось церковью для привлечения людей в храмы, для насаждения религиозных идей ипредставлений. В каждой церкви — православной, католической, протестантской и др. — сложились своипринципы музыкального оформления богослужения; существенные различия обнаруживает и Ц. м.различных местных ветвей одной и той же церкви (например, русской, болгарской, сербской, грузинской,греческой и др. православных церквей).
Католическая Ц. м. основывается на григорианском хорале (См. Григорианский хорал). Всекатолические песнопения исполняются на латинском языке (лишь в 60-х гг. 20 в. было допущено пение вцеркви и на родных языках); они многоголосны
и поются А капелла или в сопровождении органа, оркестра.Важнейшие формы католической Ц. м. — Месса, Реквием, Мотет, Псалмы, магнификат, Тедеум, Стабатматер.
Основная форма лютеранской Ц. м. — Протестантский хорал, который поётся и церковным хором, исамими верующими на родном языке в сопровождении органа и др. музыкальных инструментов. Наиболеераспространены формы лютеранской Ц. м.: «Страсти», духовная Оратория, церковная Кантата, мотет, псалм,духовная песня.
Главный вид древнерусской Ц. м. — Знаменный распев (см. также Глас, Осмогласие, Строчное пение,Демественное пение, Крюки). Пение вначале было одноголосным, с 16 в. становится многоголосным (см.Партесное пение). Песнопения исполняются на церковнославянском языке без инструментальногосопровождения во время обедни (литургии (См. Литургия)), всенощной, венчания, молебна, панихиды и др.Праздничная литургия иногда завершается духовным концертом.
В течение длительного времени Ц. м. у многих народов была единственным видом профессиональноймузыки; она развивалась, испытывая постоянное влияние народной музыки, а впоследствии и светской.Так, уже в 15—16 вв. во многих католических духовных сочинениях Я. Обрехта, Г. Дюфаи, Жоскена Депре идр. композиторов использовались напевы бытовых народных песен. В жанрах Ц. м. были созданывеличайшие творения — «Страсти по Матфею» и месса си минор И. С. Баха, реквием Моцарта, «Торжественная месса» Бетховена и др.