Словообразовательный анализ ( разбор) имеет целью определение способа образования слова. Он проводится в следующем порядке.
У анализируемого слова определяется тип основы (производная или непроизводная). Если основа непроизводная, например, лес, река, словообразовательный разбор произвести невозможно.К анализируемому слову подбирается производящее слово (сочетание слов), т. е. то, от которого данное слово образовано. Производящее слово должно быть родственным анализируемому слову, обычно проще его, самым близким по структуре и лексическому значению. Следует помнить, что от выбора производящего слова в конечном итоге зависит правильное решение данной проблемы.
Обычно слова в русском языке имеют одно производящее слово (спортсмен < спорт, <span>во-первых < первый и т. п.). Однако есть случаи, когда одно и то же слово может иметь разные производящие и, следовательно, образовываться различными способами, например: <span>невесело < весело</span> (приставочный способ образования) и невесело < невеселый</span> (суффиксальный способ образования),перевоспитание < перевоспитать</span> (суффиксальный способ образования) и перевоспитание < воспитание</span> (приставочный способ образования).Устанавливается, что является производящей базой: основа слова, целое слово, части нескольких слов, несколько слов, например,весенний - весна, невесело - весело, собкор - собственный корреспондент, диван-кровать - диван, кровать.Выделяются части слов, при помощи которых образовано новое слово: подберезовик < под березой</span>.Определяется способ образования слова. Указанная схема проведения словообразовательного разбора свое реальное выражение находит в графической модели, хорошо известной учащимся по школьному учебнику:
канатоходец < ходить (по) канату</span> (сложение основ с одновременным прибавлением суффикса);
лесник < лесной </span>(суффиксальный);
переход < переходить</span> (бессуффиксный);
выходной < выходной (день)</span> - (переход из одной части речи в другую).