Лад – слово русское, означающее внутреннее устройство любой системы, порядок, принцип, лежащий в основе отношений ее элементов. Говорят о ладе в семье, о ладе в крестьянской общине (Василий Белов – книга «Лад»), о ладе в коллективе.Применительно к музыке это понятие ввел в обиход русский музыковед Резвóй.Для освоения логики тональной системы необходимо:1. Научиться оценивать вес долей такта. В школьной теории принято считать, что первая доля такта всегда самая сильная, однако на практике это далеко не всегда так. Иногда в размере ¾ более сильной оказывается вторая (а то и третья доля) – если на ней происходит смена функции.Свои коррективы вносит здесь ритмическое и гармоническое содержание долей. Нередко в размере 4/4 или 6/8 тяжелее вторая половина такта. Даже в размере 2/4 может оказаться акцентированной не первая, а вторая четверть. В приведенном ниже примере рядом с авторским обозначением 2/4 редакторы в скобках ставят 4/8, справедливо понимая его как размер сложный, имеющий две сильные доли в такте – первую и третью восьмые. «Перевес» второй половины такта в первых двух фразах создает смена гармонии и ритмическая остановка, облегченный вес первой половины тактов – ускорение пульсации.2.Отличать легкие такты (или полутакты) от тяжелых: первые наполнены более активной ритмической и гармонической пульсацией, во вторых это движение приостанавливается или наступает покой. Оценить «вес» тактов глазами невозможно, его можно почувствовать «на вкус», «пережить» в реальном движении. Для этого ученикам необходимо точно воспроизвести ритмическую структуру мелодии, при этом даже не обязательно ее петь – достаточно лишь просольмизировать;3. Определять синтаксическую структуру мелодии, ее членение на построения разной протяженности. Более короткие фразы или мотивы создаютожидание продолжения и «тяготеют» к более протяженным. ∠ Структуры, построенные на чередовании одинаковых по масштабам построений (периодичность), воспринимаются как «открытые», незамкнутые, ожидающие продолжения. ∠ Тем более открытый характер имеют структуры, основанные на дроблении – уменьшении масштабов к концу формы. ∠ Напротив, структуры, в основу которых положено суммирование (увеличение масштабов построений к концу формы) или дробление с замыканием, создают ощущение завершенности формы.Примером различной роли синтаксиса может служить начало Andante из сонаты. Тема вариаций написана в форме модулирующего периода со структурой 2+2+2+1+1 (дробление). Благодаря такой структурной разомкнутости формы тоника соль мажора, завершающая второе предложение, воспринимается как недостаточно устойчивая, требующая продолжения, несмотря на свой совершенный вид и предшествующий ей полный оборотДругое дело, если бы второе предложение периода представляло неделимый четырехтакт – в этом случае ощущения незаконченности не возникало бы. и, попросив извинения у Бетховена, слегка «подправить» его текст:Гармония – наиболее активное средство, позволяющее музыкальному языку передавать градации движения и покоя. Если, по словам М.И. Глинки, «мелодия – душа музыки», то гармония – ее сердце. Гармония – основной ориентир в музыкальном времени, ее ускоряющаяся и замедляющаяся пульсация, смены гармонических функций, сопровождающие развитие мелодии, наиболее точно указывают слуху местонахождение сильной доли.Каждый звуковой элемент лада – ступень, интервал, аккорд, кластер – в отношениях с другими элементами проявляет свою тональную функцию.Функции гармонические возникают из отношений аккорда с другими созвучиями лада;Функции мелодические возникают в результате взаимоотношений звука с другими звуками внутри каждой мелодической линии.Оба названные вида функций находятся в тесном взаимодействии, поскольку любой аккорд, любая вертикальная структура складывается из взаимодействия голосов, его образующих и его одухотворяющих.Термин тоника (от греческого корня «тон», «тонос» – натяжение, напряжение) можно перевести как «тянущая», «притягивающая». Роль тоники в тональной системе – создавать состояние покоя. Для слушателя гармония тоники служит основным ориентиром во временной структуре и одновременно позволяет определить свое положение в пространстве: «тоника – там, где «Я».Состояние покоя, передаваемое тонической гармонией, имеет в музыке множество оттенков, включая такие полярные, как «тоника открытая»,создающая ожидание продолжения, и «тоника закрытая» (окончательный покой, не предполагающий дальнейшего движения). Степень устойчивоститоники может быть различной, она зависит, в том числе, и в первую очередь, от ее положения во временной структуре. Легко понять, что тоника, стоящая на сильной доле такта, «перевешивает» тонику на слабой доле, тоника в тяжелом такте весомее тоники в легком, тоника, завершающая короткие построения, звучит менее устойчиво, чем та же тоника, завершающая протяженную фразу – ее «дольше ждали».Понятие доминанта (от латинского «доминус» – «Господь», «господин») переводится как главная, господствующая.