Методика социологического исследования - это система операций, процедур, приемов установления социальных факторов, их систематизации и средств анализа. К методическим инструментам относятся способы сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований, и другие специализированные процедуры.Видами конкретных социологических исследований являются: пилотажное социологическое исследование, т.е. разведывательное или пробное исследование, описательное социологическое исследование, аналитическое социологическое исследование. Из видов аналитического исследования можно назвать эксперимент, точечное исследование, повторное исследование и панельное исследование.Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов:методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования; процедурная часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации и логические схемы ее обработки.Существует несколько основных методов сбора первичной социологической информации: социологический опрос, анализ документов, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия.Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику социального процесса. Существуют две основные разновидности социологического опроса:анкетирование и интервьюирование. Анкетный опрос – важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности, о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.Социологическая анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.Интервью - это метод получения информации по определенной теме путем непосредственного, целенаправленного, заранее запрограммированного диалога интервьюера с респондентом.Наблюдение - один из методов социологического исследования, под которым понимается сбор первичной специальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место.Тестирование (или тест) – метод изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, не поддающихся прямому, непосредственному наблюдению.Измерение социальных установок – определение общей ориентации человека на определенный социальный объект и измерение установок с помощью шкалирования.Методы социометрии - методы исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям.В ситуации эксперимента в контролируемых и управляемых условиях экспериментаторы получают новые знания, прежде всего о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами.Анализ документов позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Метод анализа документов - документ это источник, содержащий информацию о социальных факторах и явлениях общественной жизни. Этот метод открывает возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности.Контент – анализ - метод количественного изучения содержания социальной информации, исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста документа о состояниях и свойствах социальной реальности.Метод “Фокус-групп”- используется для изучения “оценки” новых явлений на уровне “подсознательного”, чтобы информация, выражающая эмоциональное восприятие нововведений, была очищена от идеологических штампов, стандартов общественных норм.Социологические методы позволяют изучать объективные отношения, через их отражение в сознании их носителей.