”Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль”,- писал Пушкин в стихотворении “Жуковскому”. Причина этого то, что односторонность, при всей видимости ее отрыва от реальности, вполне реальна в человеке, по словам Белинского, “ в известный возраст жизни или в известном расположении духа". Жуковский впервые в русской поэзии выразил эту односторонность с необыкновенной силой поэтического дарования. Отсюда у Белинского указание на “необходимость, оправдание и достоинство” односторонность поэзии Жуковского : он “первый на Руси выговорил элегическим языком жалобы человека на жизнь”.
. В его поэзии постоянно создается одно и то же душевное состояние - состояние воодушевления, сдержанного напряжения способностей человека реагировать на явление внешнего мира. Необычайное утончение его поэзии, при всем единстве отраженного в ней душевного состояния, вело к ее разнообразию.
Недаром Пушкин писал о Жуковском: “ Никто не имел и не будет иметь слога, равного в могуществе и разнообразии слогу его”. Впервые в русской литературе он придал интимной лирике глубокий, зачастую философский смысл. Во многих отношениях Жуковский- предшественник А.С.Пушкина, который недаром называл себя его учеником: “ Я не следствие, а точно ученик его”.