ГРАВИЙ -
осадочная горная порода, которая состоит из окатанных (в большей или меньшей степени) обломков горных. В зависимости от размеров камней в геологических классификациях различают гравий крупный (5-10 мм.), средний (2,5-5 мм.) и мелкий (1-2,5 мм.). В строительстве различают следующие фракции гравия по размерам зёрен: 5-10, 10-20, 20-40, 40-70 мм.Состав гравия может быть разным, поэтому для характеристики его свойств, проводят испытания по конкретным образцам, которые включают все разновидности пород данного гравия. Физико-механические свойства гравия (прочность по дробимости, водопоглощение, объемная и насыпная масса, морозостойкость, износ, содержание слабых зерен и прочее) зависят от слагающих его горных пород. В гравии могут содержаться вредные примеси: пыль, окатыши глин, гипс, пирит, частицы слабых или выветрелых пород, либо потенциально реакционноспособных пород. (вулканические и кремнистые, которые могут содержать кремнезем – активно растворимый в щелочах). Зачастую на практике гравий используют в виде смеси смежных фракций. Например, ни 5-10 мм и 10-20 мм по отдельности, а их смесь – фр.5-20 мм. Допускается незначительное содержание (до 5%) более крупных или мелких зерен; количество глинистых и пылевидных частиц не должно быть более 2%; содержание слабых пород (прочность менее 20 МПа) не может быть более 10-15%. Прочность определяется дробимостью гравия при раздавливании (сжатии) в стальном цилиндре, которая учитывается при изготовлении бетонов; истираемостью в полочном барабане, которая важна в дорожном строительстве. Исходя из прочности гравий разделяют на марки ДР8, ДР12, ДР16 и ДР24. В зависимости от показателя истираемости – на следующие марки: И-I (до 20%), И-II (до 30%), И-III (до 40%) и И-IV (до 50%), где цифрами указывается максимально допустимый % потери массы продукции после испытаний. Помимо механической прочности гравия, очень важна такая его характеристика, как морозостойкость, определяющая число циклов попеременного замораживания и оттаивания, которое способен выдержать материал.Гравий природного происхождения применяют в качестве заполнителя для бетона, при строительстве автомобильных дорог, для отсыпки железнодорожных путей.