Нязь Андрей безразличен к этому обществу, он устал от него, “попав в заколдованный круг”, из которого не вырваться, он решает найти свое предназначение на военном поприще, и, оставив жену, которую не любит (“...Никогда не женись.. . — говорит он Пьеру, — не женись до тех пор.. . пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал... ”), отправляется на войну 1805 года, надеясь обрести “свой Тулон”. Здесь очень важно заметить, что, с одной стороны, являясь врагом Наполеона, Болконский в то же время охвачен идеями наполеонизма: перед сражением он признается себе, что готов пожертвовать отцом, сестрой, женой, готов пролить кровь других людей ради своей личной победы, чтобы занять место Кутузова, а потом — “неважно, что будет потом... ”. Когда начинается бой, Болконский хватает знамя и, “волоча его по земле”, бежит впереди солдат, чтобы прославиться, но получает ранение — “как будто палкой по голове”. Открыв глаза, Андрей видит “высокое, бесконечное небо”, кроме которого “ничего, ничего нет и.. . все пустое, все обман... ”, и Наполеон кажется всего лишь маленьким, ничтожным человечком по сравнению с вечностью. С этого момента в душе Болконского начинается освобождение от наполеоновских идей.
Наступил 1812 год, началась война. Разочаровавшись в любви Наташи после ее измены с Курагиным, Болконский отправился на войну, несмотря на свою клятву больше никогда не служить. В отличие от войны 1805 года, теперь он не искал славы для себя, а желал отомстить французам, “своим врагам ”, за смерть отца, за искалеченные судьбы многих людей. Накануне Бородинского сражения Болконский не сомневался в победе и верил в духовную силу русского народа, который поднялся на защиту Отечества и Москвы. Теперь в Андрее не было того индивидуализма, который был прежде, он ощущал себя частью народа. После смертельного ранения, полученного им на поле боя, Андрей Болконский наконец нашел, по мнению Толстого, ту высшую истину, к которой должен прийти каждый человек, — он пришел к христианскому мировоззрению, понял смысл основополагающих законов бытия, которых раньше не мог постигнуть, и простил своего врага: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, та любовь, которую проповедовал бог на земле.. . и которую я не понимал”. Итак, постигнув законы высшей, христианской любви, Андрей Болконский умирает. Он умирает потому, что увидел возможность вечной любви, вечной жизни, а “всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило — никого не любить, значило — не жить этою земною жизнью... ”. Чем больше князь Андрей отдалялся от женщин, “тем больше разрушалась преграда между жизнью и смертью” и открывался ему путь в новую, вечную жизнь. Мне кажется, что в образе Андрея Болконского, человека противоречивого, способного ошибаться и исправлять свои ошибки, Толстой воплотил свою главную идею о смысле нравственных исканий в жизни любого человека: “Чтобы жить честно, нужно рваться, путаться, биться, ошибаться.. . а главное — бороться. А спокойствие — душевная подлость”.